Экономическая безопасность россии. Стратегия обеспечения экономической безопасности Основные положения стратегии экономической безопасности рф

16.12.2023 Заработок 

Прежде чем рассматривать вопросы обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики, видимо, следует проанализировать ее особенности, которые проявляли себя в процессе создания, и проявляются в процессе функционирования.

Прежде всего, это смешанный административно-рыночный характер, который проявляется в том, что функционирование отрасли происходит преимущественно на товарных рынках, а управление осуществляется в жестких административных рамках - вплоть до вмешательства Правительства России.

В качестве особенности отметим специализацию в рамках специфики номенклатуры выпускаемой продукции, это ограничивает возможности усиления рыночной безопасности за счет межотраслевой диверсификации.

Отметим также, что принципиальной особенностью отрасли является отсутствие стратегических финансовых целей, обусловленное макроэкономической моделью, то есть механизм перераспределения доходов включается в налоговую систему на макроуровне. Также имеет место противоречие между характером операций и невозможностью их выполнения, обусловленное законодательными ограничениями на выполнение бизнес-операций административными органами, осуществляющими управление.

Следует иметь в виду, что отрасль отличает принципиальная невозможность монопольного использования бюджетных ресурсов, возможными вариантами использования бюджетных средств является предоставление бюджетных гарантий по обслуживанию целевых займов.

Функционирование отрасли осуществляется в условиях жесткой конкуренции с подобными отраслями в глобальном масштабе, что повышает угрозу экономической безопасности, а также усиливает необходимость регулирования условий функционирования субъектов отрасли на макроуровне.

Кроме этого имеется острая потребность в высококлассных специалистах при реальных ограничениях в оплате их труда, что влечет за собой использование услуг профессиональных участников рынка и предоставление им взамен определенных прав в употреблении части выделяемых средств на их стимулирование.

Перечисленные особенности отрасли национальной экономики существенно отличают ее как от функционирования фирмы с чисто рыночной ориентацией, так и от административно-ориентированной организации. Следовательно, обеспечение экономической безопасности отрасли должно осуществляться на основе синтеза административных и рыночных методов управления, а это, в свою очередь означает необходимость компромиссных решений.

Рассмотрим теперь экономическую безопасность как отдельно взятое понятие, что необходимо как для понятийного аппарата, так и для выработки концепции обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики. Сама по себе категория экономической безопасности является достаточно новой и мало применяемой в теории и практике управления. Традиционное понимание безопасности чаще всего сводится к национальной безопасности, которая определяется как гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспечение национальных интересов граждан и страны.

Значительное количество определений понятия "экономическая безопасность" и смысловых значений, которые вкладывают в него авторы исследований, говорит о том, что, во-первых, имеется большой интерес к этой проблеме, во-вторых, об ее актуальности, а также о том, что пока еще нет единого категориального суждения. Видимо именно поэтому в "Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации" отсутствует единое определение экономической безопасности.

Это свидетельствует о том, что исследования в данной области будут продолжены, а удовлетворяющее всех окончательное определение, на основе которого появится общая концепция, отражающая цели, задачи, структуру, функции, комплексы задач, обеспечивающие экономической безопасности в стране, ее национальной экономике и различных институтах - дело пусть недалекого, но будущего. Небезынтересно то обстоятельство, что понятие "экономическая безопасность" вошло в экономическую жизнь страны по мере становления рыночных отношений, и, как нам кажется, является следствием развития этих отношений. Во всяком случае, думается, что и мы имеем право на собственное суждение по этому вопросу, тем более что объект нашего исследования в значительной мере отличен от объектов исследований большинства авторов.

Среди разработок, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить "Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации", одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует положения Концепции национальной безопасности России с учетом национальных интересов в области экономики. Ее цель - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия включает :

  1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненного важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
  2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России.
  3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация упомянутой Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и др.

Правительство РФ, в свою очередь, приняло Постановление "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности РФ". В нем приведен перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности:

  1. сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов;
  2. предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, в том числе:
    • 2.1 снижение уровня неравномерности социально-экономического развития регионов;
    • 2.2 выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.

Особое место в Стратегии отводится экономическим приоритетам страны, среди которых отмечается: стратегия экономики, структурные преобразования, финансовые и кредитно-денежные отношения, бюджетные приоритеты, научно-техническая политика, аграрная политика, ликвидация преступности, региональная политика, внешнеэкономическая деятельность, отношения со странами СНГ, сырьевая политика.

Сравнивая данные приоритеты с концептуальными основами экономической безопасности конкретной отрасли, можно убедиться в практически полном их соответствии. Это свидетельствует о том, что отрасль сама является комплексным инструментом обеспечения экономической безопасности страны (в рассматриваемом случае - экономики отрасли трубопроводного транспорта). В подавляющем большинстве разработок и публикаций, посвященных проблеме экономической безопасности:

Из анализа литературных источников и разработок, посвященных проблеме экономической безопасности можно сделать один общий интересующий нас в контексте нашего исследования вывод. Основными объектами в разработках авторы избирают государство, общество, субъект федерации (регион), фирму, семью, личность, а в качестве обеспечения экономической безопасности функционирования этих объектов выступают меры по совершенствованию инфраструктурных систем, таких, например, как научно-техническая, экономическая, финансовая, политическая, социальная, информационная, правовая, военная, экологическая, культурная, криминологическая и т. п.

Примечательным является то обстоятельство, что ни в одной из известных авторам разработок по экономической безопасности в качестве объекта не избирается ни одна из перечисленных выше инфраструктурных систем, что объясняется явной недостаточной проработанностью проблемы экономической безопасности, а одновременно определяет перспективы исследования этой проблемы. Сказанное еще и еще раз убеждает нас в актуальности избранной темы исследования, посвященного экономической безопасности отрасли национальной экономики России.

Используя приведенные подходы к определению понятия экономической безопасности, попытаемся сформулировать таковое для отрасли национальной экономики. По нашему мнению оно может выглядеть так: под экономической безопасностью отрасли национальной экономики понимается экономическая защищенность отрасли и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал.

Миссия отрасли состоит в удовлетворении потребностей рынка в продукции отрасли путем совершенствования технологических процессов, на основе снижения объемов бюджетного финансирования, в рамках государственной стратегии развития национальной экономики. Это означает, что если отрасль находится в состоянии развития, то основным критерием эффективности ее деятельности являются именно перечисленные выше факторы.

Необходимо отметить, что потребность в постановке проблемы экономической безопасности определяется наличием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) деструктивных факторов (угроз) по отношению к отрасли и, как следствие, всей национальной экономике. К внешним деструктивным факторам, например, можно отнести:

  • экономическую и политическую нестабильность;
  • несовершенство законодательства;
  • известную неготовность потенциальных инвесторов к взаимодействию с отраслью;
  • диверсионную деятельность различных субъектов;
  • динамическую подвижность товарных рынков;
  • отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентов ценных бумаг и др.

К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые рисками появления сбойных ситуаций, можно отнести:

  • ограниченные возможности по страхованию предпринимательских рисков;
  • отсутствие четких технологий взаимодействия профессиональных участников товарного рынка в России;
  • сложная система взаимосвязей между отраслями.

Следует сказать, что с понятием "экономическая безопасность" тесно связаны такие понятия как:

  1. Мониторинг состояния отрасли как инструмент предсказания, если возможно - предотвращения, а также минимизации потерь при возникновении сбойных ситуаций.
  2. Рациональные мотивационные схемы экономических стимулов для предприятий отрасли, позволяющие учесть и удовлетворить их экономические интересы в сфере основной деятельности.
  3. Нормативное обеспечение деятельности предприятий отрасли, которое дает им возможность существовать, действовать и развиваться в относительно стабильных и предсказуемых условиях в рамках обозримого временного интервала, а также в условиях относительной внешнеэкономической стабильности.

Ссылки

  1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 "О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)".
  2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. // Безопасность. 1994. №3.
  3. Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь. - М.: "Бек", 1995., с. 336.

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Правительству Российской Федерации:

а) разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;

б) обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации;

в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;

г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению.

3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2117).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Стратегия
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.

2. В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации (далее - экономическая безопасность), а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.

3. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

6. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) , органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

7. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

1) "экономическая безопасность" - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

2) "экономический суверенитет Российской Федерации" (далее - экономический суверенитет) - объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств;

3) "национальные интересы" Российской Федерации в экономической сфере - объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

4) "угроза экономической безопасности" - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере;

5) "вызовы экономической безопасности" - совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности;

6) "риск в области экономической безопасности" - возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности;

7) "обеспечение экономической безопасности" - реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.

II. Вызовы и угрозы экономической безопасности

8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.

9. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.

10. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.

11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.

12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:

1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;

3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;

4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;

5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;

6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";

7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;

8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;

9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;

10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;

11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;

13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;

14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;

15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;

16) несбалансированность национальной бюджетной системы;

17) недостаточно эффективное государственное управление;

18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

19) сохранение значительной доли теневой экономики;

20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;

21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;

22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;

23) недостаточность трудовых ресурсов;

24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;

25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.

13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности

14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;

2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3) обеспечение экономического роста;

4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;

6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;

5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

7) обеспечение безопасности экономической деятельности;

8) развитие человеческого потенциала.

16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:

1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;

2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;

3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;

4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;

6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;

7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;

8) повышение эффективности бюджетных расходов;

9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;

10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;

11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;

12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;

13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;

14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;

15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

17. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:

1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;

2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;

3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;

4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;

5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;

6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;

7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;

8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;

9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;

10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.

18. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:

1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;

2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;

3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;

5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;

6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;

7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;

8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;

10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.

19. Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:

1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;

2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции;

3) развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;

4) развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;

5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;

6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;

7) совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;

8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;

9) обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;

10) совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.

20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются:

1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций;

3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;

5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;

6) развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

21. Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются:

1) выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения;

2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;

3) создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации;

4) содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;

5) расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;

6) обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;

7) оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации;

8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;

9) развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки.

22. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:

1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;

2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации;

3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;

4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;

5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;

6) противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.

23. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:

1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;

2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;

4) профессиональная ориентация граждан;

5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;

6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;

7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.

IV. Оценка состояния экономической безопасности

24. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками.

25. Основными задачами системы управления рисками являются:

1) выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности;

2) оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности;

3) планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер;

4) выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и (или) физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции.

26. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

27. Показателями состояния экономической безопасности являются:

2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);

3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте;

4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;

5) степень износа основных фондов;

9) уровень инфляции;

10) внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг;

11) внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг;

12) чистый ввоз (вывоз) капитала;

13) уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации;

14) коэффициент напряженности на рынке труда;

15) энергоемкость валового внутреннего продукта;

16) доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;

17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;

18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте;

19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации;

20) дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета;

21) отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг;

24) сальдо торгового баланса;

25) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта;

26) доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;

27) доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

29) доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов;

30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения);

32) дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации;

33) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;

34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;

35) доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров;

36) оборот розничной торговли;

37) распределение численности занятых в экономике по уровню образования;

38) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

39) доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

40) уровень преступности в сфере экономики.

28. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга.

29. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности.

30. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

31. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

V. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии

32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:

1) I этап (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;

2) II этап (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

33. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

34. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

35. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.

36. Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии.

37. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации.

38. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Обзор документа

Утверждена новая Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г.

В ней определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Это, в частности, стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики России и т. д.

Установлены цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В их числе укрепление экономического суверенитета России; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного ОПК на необходимом уровне и т. д.

Приведена оценка состояния экономической безопасности. Определены этапы и основные механизмы реализации Стратегии.

Стратегия призвана консолидировать усилия органов госвласти, органов местного самоуправления, ЦБ РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России.

Прежняя Государственная стратегия экономической безопасности России признана утратившей силу.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Понятие экономической безопасности. Стратегия обеспечения экономической безопасности. Специфика обеспечения экономической безопасности в регионе. Угрозы экономической безопасности России в начале XXI столетия

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экономическая безопасность - такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защищенность хозяйственных интересов государства, общества и личности по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Ее формирует совокупность факторов, обеспечивающих суверенность национальной экономики, ее внутреннюю устойчивость, способность к постоянному развитию и обновлению, повышению конкурентоспособности.

Объектами экономической безопасности в Российской Федерации, согласно действующему законодательству, являются: личность; общество; государство; основные элементы экономической системы.

К субъектам экономической безопасности относят государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, граждан, общественные и иные организации и объединения.

Экономическая безопасность предполагает:

  • во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и ее геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития, обеспечивать реализацию ее интересов;
  • во-вторых, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам путем повышения эффективности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.

В последние десятилетия понятие экономической безопасности было дополнено таким важным элементом, как конкурентоспособность национальной экономики в целом и ее ведущих отраслей на мировом рынке.

Экономическая безопасность есть часть национальной безопасности, ее ведущее звено. Кроме того, в каждом из существующих структурных элементов национальной безопасности можно выделить экономический аспект.

Сегодня национальную экономическую безопасность можно рассматривать по отношению к процессам глобализации, международной конкуренции; мировым и внутренним кризисам; к политическому и военному противостоянию с другими государствами и блоками, в том числе вооруженному.

Обеспечение экономической безопасности России является краеугольным камнем при интеграции страны в мировую экономику. Только при наличии четкой соответствующей стратегии она может занять подобающее ей место в мире.

В настоящее время принято говорить о трех важнейших элементах экономической безопасности.

  • 1. Экономическая независимость. В современном мире она не носит абсолютного характера, ибо национальные хозяйственные комплексы большинства стран тесно переплетены друг другом. В этих условиях речь идет о возможности контроля государства над национальными ресурсами, достижения такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечивает конкурентоспособность страны на внешних рыках.
  • 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики. Она предполагает создание надежных условий и гарантий собственности и предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (криминальные структуры, серьезные разрывы в распределении доходов, грозящие вызвать социальные потрясения, И Т.Д.).
  • 3. Способность к саморазвитию. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников становятся обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Для построения эффективной системы экономической безопасности необходимо выявление наиболее опасных угроз, их ранжирование, определение проблем, нуждающихся в оперативном устранении или последовательной стратегической нейтрализации.

Под угрозой понимается совокупность факторов и условий, порождающих опасности для устойчивого функционирования национальной экономики или международной экономической системы. Причем следует разграничивать угрозы экономической безопасности и слабости системы. Например, слабостью национальной экономической системы является слабость развития в стране высоких технологий, а угрозой - факторы, способные помешать их развитию.

Систему обеспечения экономической безопасности государства необходимо рассматривать по двум направлениям: подавлять угрозы и ликвидировать слабости, которые и делают экономику открытой для угроз.

При этом важно различать угрозы для стабильности экономической системы и угрозы национальной безопасности в целом, которые носят экономический характер. Это далеко не одно и то же.

С одной стороны, ряд угроз для экономической системы не являются угрозами национальной безопасности. Например, несбалансированное и неоправданно высокое увеличение расходов на экологию будет представлять угрозу экономической стабильности, но не будет являться угрозой национальной безопасности. С другой стороны, некоторые угрозы, имеющие критическое значение для обеспечения национальной безопасности, не являются прямыми угрозами для экономической системы. Так, сокращение расходов на содержание армии для уменьшения дефицита бюджета будет разумной мерой с экономической точки зрения, но в то же время губительной для национальной безопасности государства.

Угрозы национальной экономической безопасности можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся:

  • неэффективная структура народного хозяйства, низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;
  • демографический кризис, сокращение населения, неконтролируемая миграция;
  • излишняя доля наличного денежного оборота, подпитывающего теневую экономику;
  • наличие в экономике значительного числа нежизнеспособных технологически отсталых предприятий;
  • ослабление научно-технического потенциала страны, вывоз (зачастую нелегальный) за ее пределы результатов перспективных НИОКР и конкурентоспособных технологий;
  • высокая степень физического износа основных фондов большинства предприятий;
  • неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемая путем прямого избирательного инвестирования;
  • высокая затратность, касающаяся практически всех факторов производства - труда, капитала, материалов, энергии;
  • значительная доля теневого сектора экономики, криминализация хозяйственной деятельности, включение ее в сферу влияния транснациональной организованной преступности;
  • отставание прироста разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов от темпов их добычи;
  • неэффективная структура экспорта и импорта, существенная зависимость от конъюнктуры мирового рынка по ряду товарных позиций;
  • высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие «среднего класса» в российском обществе, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, существование очагов высокой локальной концентрации безработицы и прочее, что нарушает социальную стабильность в стране.

К внешним угрозам можно отнести:

  • высокую долговую нагрузку на экономику, созданную за последние годы крупными заимствованиями фирм, где государство имеет значительную долю в капитале (например, Газпром);
  • зависимость страны от импорта технологий и продовольствия;
  • негласную поддержку мировыми державами очагов регионального сепаратизма и национализма, дестабилизирующих социально-экономическую и политическую обстановку в России. Опыт разных стран, в том числе нашей, свидетельствует, что

угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме.

Обеспечение безопасности национальных интересов России в сфере экономики предполагает:

  • 1) способность поддерживать в ближайшее десятилетие рост ВВП выше, чем в среднем по миру;
  • 2) повышение национальной конкурентоспособности, прежде всего в обрабатывающих отраслях, и увеличение в 5-6 раз доли предприятий, функционирующих на основе высоких технологий;
  • 3) устойчивый рост реальных доходов населения, заработной платы, пособий; сокращение в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего класса с соответствующим уровнем платежеспособного спроса;
  • 4) эффективную банковскую систему, способную поддерживать достаточный уровень кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП;
  • 5) повышение в структуре экспорта доли продукции обрабатывающих отраслей; сохранение безопасного уровня импорта, особенно продовольствия (не более 25% розничного товарооборота);
  • 6) независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;
  • 7) сохранение единого экономического пространства;
  • 8) недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.

Обобщая сказанное, можно выделить три важнейших направления гарантии экономической безопасности страны: долгосрочный устойчивый рост ВВП, опережающий по темпам средние мировые,

европейские и азиатские показатели, повышение конкурентоспособности экономики, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян.

Предполагается, что реализация Стратегии будет осуществляется в два этапа: на I-м этапе (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствования механизмов мониторинга и оценки ее состояния; на II-м этапе (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

2. В Стратегии экономической безопасности национальные экономические интересы сосредоточены в основном на обеспечении экономического суверенитета страны, единства ее экономического пространства. При этом экономический суверенитет РФ расплывчато позиционируется как «объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств», а целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности (кроме непосредственно самого суверенитета) являются: повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны, и, к сожалению, только на последнем месте стоит повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

3. С нашей точки зрения вызовы и угрозы экономической безопасности, очерченные в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030, обладают слишком абстрактно-глобальным характером. Стратегия больше направлена «во вне», а не на внутреннее развитие страны: на обеспечение единства экономического пространства России, повышение качества жизни народонаселения России. Так, например, согласно Стратегии, главные угрозы лежат в области глобального изменения климата, мировой политики, глобальной конкуренции, глобальных финансов, усилении колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, информационной безопасности и т. п., а внутренним проблемам страны уделено значительно меньше внимания.

4. Не очень понятны пункты 6 и 9 вызовов и угроз экономической безопасности: «6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий"»; «9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями». То есть, по мнению разработчиков Стратегии, исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития - это важная угроза национальной экономической безопасности России? Вроде и в самой Стратегии, и в других официальных документах и в СМИ властные структуры ратуют за инновационное развитие страны.

5. Среди внутренних вызовов и угроз экономической безопасности Стратегия выделяет: недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, слабую инновационную активность, несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточно эффективное государственное управление, коррупцию, высокую долю теневого сектора экономики, снижение человеческого потенциала и качества жизни россиян, а также неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития.

6. Анализ Стратегии также показывает, что среди вызовов в сфере экономической безопасности нет ни слова о критически высокой зависимости от импортной продукции. Импортные товары в структуре потребления по ряду отраслей выше 50%, а временные успехи импортозамещения, достигнутые в некоторых отраслях, закрепить не удалось: краткосрочные преимущества от девальвации рубля, санкций и контрсанкций не были подкреплены преобразованиями, которые бы стали основой долгосрочного роста. В то же время мы не можем обеспечить наше инвестиционное высокотехнологическое развитие, потому что в значительной степени зависим от импорта высокотехнологичной продукции.

7. При этом, согласно Стратегии, основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; устойчивое развитие национальной финансовой системы; сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; обеспечение безопасности экономической деятельности; и опять же на последнем месте - развитие человеческого потенциала.

8. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года подкреплена 40 показателями состояния экономической безопасности. Эти показатели (как и вся Стратегия) в основном имеют глобально-ориентированный или макроэкономический характер; при этом они на данный момент слабо структурированы по направлениям. Например, валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности); доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте и т.д. Доля показателей, ориентированных на анализ непосредственно качества жизни народонаселения России составляет не более 17%. Среди них можно выделить: уровень инфляции; коэффициент напряженности на рынке труда; доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения; доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения); доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; уровень преступности в сфере экономики. Справедливости ради стоит отметить, что

9. В качестве основного недостатка Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года стоит отметить слабую взаимосвязь ее частей, когда есть вызов и угроза, но нет задач ее нейтрализации; или есть задача, но нет ни одного целевого параметра, мониторинг которого мог бы характеризовать состояние исполнения этой задачи; называя угрозы в Стратегии не анализируются их причины, поэтому это скорее тактика, а не стратегия, направленная на решение проблем, а не на преодоление их причин. Правда Стратегия подразумевает последующую проработку и уточнение (расширение и т.д.) системы показателей.

10. В качестве заключения: в целом не оспаривая значимость глобальных, макроэкономических, пространственных и отраслевых, факторов, вызовов и угроз обеспечения экономической безопасности России, стоит отметить следующие. Стратегия экономической безопасности РФ рассчитана именно на период до 2030 года, иначе говоря имеет среднесрочный характер; многие глобальные экономические и другие вызовы и угрозы, отмеченные в стратегии, плохо поддаются управлению на национальном российском уровне. К тому же, исходя из самой логики обеспечения национальной экономической безопасности, Стратегия должна быть направлена прежде всего на увеличение «независимости» страны от глобальной экономической системы. При этом Россия самая большая, но одна из самых «неосвоенных» стран мира, поэтому как с точки зрения национальных экономических интересов, так и политических возможностей - пространственно-экономическое развитие страны должно стать приоритетным. А самое главное, как ни один раз отмечали и международные, и отечественные исследования: обеспечение роста человеческого капитала, качества народонаселения, качества и уровня жизни населения страны - залог социально-экономического развития страны, и в частности обеспечения ее национальной экономической безопасности. И мы надеемся, что в ходе реализации Стратегии в виде непосредственно федеральных и региональных программ человеческое развитие, качество жизни и их показатели станут приоритетным направлениями государственной политики России в области обеспечения её экономической безопасности.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)


Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208
____________________________________________________________________

В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны

постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).

2. Правительству Российской Федерации разработать в 1996 году меры по реализации Государственной стратегии, названной в пункте 1 настоящего Указа, осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуально целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее именуется - Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Собрание законодательства
Российской Федерации,
N 18, от 29 апреля 1996 года,
ст.2117