Функции финансов как проявление их сущности. Финансовый контроль

20.11.2023 Кредитование

Финансы предприятий выполняют те же функции, что и государственные финансы, распределительную и контрольную. Однако круг деятельности финансов предприятий значительно шире круга деятельности государственных финансов Государственные финансы осуществляют функции в основном на стадии вторичного распределения национального дохода в процессе формирования и исполнения государственного бюджета, местных бюджетов, других централизованных фондов государства, в то время как финансы предприятий осуществляют свою деятельность как на стадии образования национального дохода, так и на стадии первичного и вторичного распределения и перераспределения его. Поэтому та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, а именно, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только) распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов.

Распределение -- связующее звено между производством и потреблением. В условиях рыночных отношений производство и распределение валового продукта и национального дохода осуществляется с помощью финансов. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежного дохода за проданную продукцию и использования его на возмещение израсходованных средств производства, образование прибыли предприятия. Определенная доля этого дохода поступает в бюджеты всех уровней и централизованные фонды, а часть остается в распоряжении предприятия для образования фондов оплаты труда, экономического стимулирования и финансирования затрат на расширение и развитие производства.

Рис. 1.

В процессе образования и использования амортизационного фонда, мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве с помощью финансов предприятий осуществляется перераспределение национального богатства.

Таким образом, под распределительной функцией финансов предприятий следует понимать осуществление ими своей деятельности в процессе распределения валового внутреннего продукта, национального дохода и национального богатства.

С помощью финансов государство осуществляет распределение валового продукта не только в натурально-вещественной форме, но и в стоимостной. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым контролировать состояние экономики предприятия, отрасли, всего народного хозяйства и активно воздействовать на их деятельность. Финансы предприятий посредством своих финансовых категорий (прибыли, рентабельности и др.) реализуют присущую им контрольную функцию. Так, размер прибыли, уровень рентабельности производства определяют степень результативности хозяйственной деятельности данного субъекта. Наличие внереализационных убытков и потерь свидетельствует о бесхозяйственности в работе предприятия.

Посредством финансов систематически контролируются выполнение производственных планов и соблюдение режима экономии в использовании материальных и трудовых ресурсов общества. Контроль посредством основных финансовых показателей осуществляется внутри предприятия, во взаимоотношениях предприятия с другими предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Внутри предприятия контролируются количество и качество труда, использование основных и оборотных фондов, образование и использование поощрительных фондов и др. Контроль во взаимоотношениях между предприятиями проводится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий. Хозяйственная деятельность предприятий и объединений контролируется также в процессе выполнения обязательств перед бюджетами всех уровней и финансирования из бюджетов, при получении и возврате банковских ссуд.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности, организационной формы и формы собственности. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой. Главной задачей Государственной налоговой службы Украины является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их "исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность любых экономических субъектов.

Контрольная функция способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения валового продукта и национального дохода на предприятии и в народном хозяйстве.

Функции финансов выступают во взаимосвязях и взаимообусловленности. Распределительная функция создает условия, при которых предприятие и отрасль, соблюдающие планово-финансовую дисциплину, могут, бесперебойно осуществлять свою хозяйственную деятельность и выполнять финансовые обязательства, контрольная функция дает возможность своевременно выявлять нарушения в деятельности и принимать меры к их устранению.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширение производства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; организация расчетов с бюджетом и банками.

Финансы предприятий выполняют свои функции с помощью ряда финансовых категорий, всесторонне характеризующих хозяйственную и коммерческую деятельность предприятий. К ним относятся: себестоимость, цена, валовой доход, чистый доход, прибыль, оборотные средства, амортизация и др.

Охватывая все стороны хозяйственной деятельности предприятий и характеризуя их с помощью финансовых категорий, можно получать полное представление о хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, степени выполнения ими количественных и качественных показателей и нормативов.

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

Возникновение и развитие финансов

Термин «финансы» появился в XIII в. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансы

Финансы - (financia – лат.) – доход, платеж при сделке

Финансы – (соврем.) – денежные потоки и фонды, возникающие в процессе хозяйственной деятельности

Основные этапы развития финансов:

1. Докапиталистический характеризуется:

Возникновением государства;

Выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха;

Появлением денежных отношений и началом развития товарного производства;

Началом формирования фондов денежных средств;

Возникновением и началом развития финансовых отношений, государственных финансов.

2. Капиталистический характеризуется:

Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер;

Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода станы;

Концентрацией основных финансовых средств капиталистических государств в бюджете страны.

Факторы возникновения финансов как исторической категории:

Общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

Развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

Место финансов в системе товарно-денежных отношений

В широком смысле слова, финансы рассматриваются зарубежными экономистами как наука об управлении расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы:



1) разнесены во времени;

2) как правило, не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим.

Финансовая система- это совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Эта система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов, финансовых посредников (таких как банки и страховые компании), фирмы, предлагающие финансовые услуги (например, финансовые консультационные компании), органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений.

Такая расширительная трактовка в современных условиях связана с господством денежного хозяйства. Денежная форма выражения является для финансов признаком сущностным. В историческом измерении деньги появились раньше финансов в результате перехода от натурального хозяйства к производству и обмену товарами.

Непосредственными предпосылками возникновения денег послужили:

Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;

Имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции;

Наличие потребности в приобретении товаров, производимых другими производителями.

Каждый из двух начальных типов денег создал свою собственную культуру, которая заметно отличалась от всех предшествующих. Теперь, в начале ХХI в., мир вступает в третий этап монетарной истории - эру электронных денег и виртуальной экономики. Деньги сделали возможной организацию общества на более высоком и сложном уровне по сравнению с тем, какой можно было достичь родственными связями или применением силы. Финансы возникают как результат развития таких функций денег как средство платежа и как средство сохранения ценности (стоимости). Но было бы ошибкой считать, что другие функции денег не имеют к финансам отношения. Финансы - это, прежде всего, движение денежных доходов, а денежные доходы - это обычные деньги, обладающие всеми функциями. Особенность денег, распределяемых (перераспределяемых) финансовой системой, заключается в другом: они имеют целевое назначение, которое определяет собственник этих доходов. А поскольку это назначение может быть теоретически каким угодно, то для его реализации, разумеется, нужны полноценные деньги с набором всех имеющихся функций денег. Так что и в данном случае имеется теснейшая зависимость между финансами и функциями денег.

Функциональность в двойственности финансов:

1) функция аккумуляции плановых денег - суть финансовой энергии на будущий период. Плановые деньги, оформленные расчетными суммами в таблице финансового плана, фонда или бюджета задают параметры (величины по месяцам) для движения реальных денег в процессе исполнения финансового плана в доходной и расходной части;

2) долговые отношения:

функция установления отношений участия в производстве дохода; - функция распределения дохода между заинтересованными лицами в рамках финансового права.

Формы финансов. Финансы существуют в определенных формах организованной аккумуляции и целенаправленного действия финансовой энергии. Финансы являются плановой категорией - это плановые деньги, в которых представлено распределение и перераспределение дохода на плановый период. В практической экономической работе финансовые планы имеют форму таблиц. Структурными формами финансов являются фонды, бюджеты и резервы.

Сущность финансов

Финансы – это денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов , закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного производства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Теория финансов – это часть экономической теории, т.е. учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений, а также существованием государства.

Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.

Финансовые отношения – это часть денежных отношений, т.к. сфера денежных отношений шире.

Отличительные признаки финансов:

1. Деньги- основа финансов.

2. Финансы – основной инструмент распределения созданной стоимости между разными экономическими субъектами(гос-вом, орг-ми и домохозяйствами)

3. В процессе распределения формируются фонды ден.средств (централизованные – у гос-ва, децентрализованные – у орг-ий).

4. Отношения между разными эконом. субъектами чаще всего имеют неравный характер.

Деньги

Всеобщий эквивалент , с помощью которого измеряются затраты ассоциированных производителей

Выполняют пять функций

Возникают раньше финансов

Охватывают более широкие экономические отношения

Финансы

Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств

Имеет свои особые функции

Возникают позже денег

Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием денежных фондов.

Таким образом, финансы играют значительную роль в общественном воспроизводстве.

Функции финансов как проявление их сущности.

1. Распределительная функция финансов выражается через процесс исп-я ранее мобилизованных ден. средств для удовлетворения целевых потребностей хоз. системы фин. ресурсов. На уровне мировых фин. отношений при осуществлении фин. программ межнациональных фин. институтов. На уровне госуд. финансов – при исполнении расходной части бюджета. На уровне субъекта хозяйствования – при распределении полученной прибыли. На уровне частных финансов - при распределении доходов домашних хозяйств.

2. Контрольная функция финансов выражается через фин.контроль за колич-ми и качеств-ми параметрами процессов как мобилизации, так и исп-я фин.ресурсов. Основными контролирующими органами явл: Счетная палата РФ; Мин.финансов; Казначейство; Фед.служба фин-бюджетного надзора (ФС ФБН). Контрольная функция реализуется через: фин.хоз. контроль; фин-бюдж. контроль; фин-банковский контроль.

3. Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством гос-ва с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне , эта ф-я стимулирует деят-ть орг-ии, создавая различные фонды, что способствует улучшению кач-ва производственного процесса, увеличению его объема, улучшению матер. положения работающих. На макроуровне, эта ф-ция, исп-я госуд. доходы, налог, кредит, способствует удовлетворению общегосударственных потребностей.

Финансовая система РФ

Финансовая система – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовую систему государства можно рассматривать с позиции ее функций или ее институтов.

Функциональная характеристика:

Финансовая система – совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве.

Институциональная характеристика:

Финансовая система – совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.)

Типы финансовых систем:

1. Банковский тип финансовой системы - Основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов (большинство стран Европы)

2. Рыночный тип финансовой системы - Основная часть национального дохода страны перераспределяется через фондовый рынок.

3. Бюджетный тип - Основная часть национального дохода в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов. (используется в России, Швеции, Китае в ряде других стран)

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Под ними понимается проявление присущих им свойств. Это та «работа», которую выполняют финансы. Сущность финансов - это их функции. Финансы как категория представлены распределительными отношениями, в процессе которых происходит образование и использование фондов денежных средств. Выделяют две основные функции финансов: распределительную и контрольную. Другие в состав функций включают также стимулирующую, социальную, регулирующую и др. Распределительная- это процесс формирования денежных доходов. Затрагивает денежные средства между экономическими субъектами через бюджетную систему. У экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, накопления, обеспечивающие их функционирование и направляются в конечном счете на потребление и денежное накопление, называемое финансовыми ресурсами. Контрольная- это контроль бюджета.

Распределительная функция финансов, ее содержание и направленность

Распределительная функция финансов затрагивает денежные средства между экономическими субъектами через бюджетную систему. У экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, накопления, обеспечивающие их функционирование и направляются в конечном счете на потребление и денежное накопление, называемое финансовыми ресурсами. Эта функция проявляется при распределении вновь созданной стоимости среди участников общественного производства, между отраслями хозяйства, регионами. Вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях обеспечения непрерывности производственного процесса, выполнения денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед бюджетами различных уровней, а также контрагентами. Результатами реализации данной функции является формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Посредством распределительной функции происходит создание первичных доходов участников производства, которые делятся на следующие группы:

1) заработная плата рабочих и служащих; 2) доходы предприятий и фирм, осуществляющих хозяйственную деятельности. Формирование общественных денежных фондов и удовлетворение потребностей общества происходит в результате дальнейшего перераспределения стоимости, связанного с:

Межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
- наличием наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, управление);
- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В соответствии с процессом перераспределения происходит формирование вторичных доходов, выступающих в виде налогов (подоходный налог с физических лиц и др.), доходов отраслей непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для перераспределения финансовых ресурсов по направлениям их конечного использования. Конечная цель распределения и перераспределения вновь созданной стоимости состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Контрольная функция, ее содержание

Должен быть контроль за бюджетом. Эта функция заключается в реализации контроля за общественным производством. Ее основу составляет движение финансовых ресурсов. Через контроль за образованием финансовых ресурсов, формированием и использованием денежных фондов обеспечивается динамическое развитие отраслей и сфер производства. Контрольная функция проявляется в контроле за изменением финансовых показателей деятельности хозяйствующих субъектов; ходом реализации.

В зависимости от субъектов, осуществляемых финансовый контроль,

различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль.

Финансовый контроль представляет собой субъективную деятельность людей, осуществляется специальными контролирующими органами и, таким образом, выступает как форма реализации контрольной функции финансов.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

На первичной стадии распределения созданного совокупного общественного продукта образуются: фонд амортизации, предприни­мательская прибыль юридических лиц и физических лиц - предпри­нимателей без образования юридического лица; фонд оплаты труда и другие доходы работников, участвующих в производстве товаров, ра­бот, платных услуг; доходы собственников земли и имущества, пре­доставленных на производственные цели; ссудный процент (доход) банков и других кредитных учреждений, выдавших кредиты и займы на производственные цели.

Процесс перераспределения доходов обусловлен необходимостью содержания непроизводственной сферы, регулирования социального и экономического развития страны и ее отдельных регионов, поддержа­ния и сохранения экологической среды, накопления и создания резер­вов. Перераспределение осуществляется через бюджетно-налоговую и кредитно-банковскую системы.

Государство с помощью финансового механизма (налогов, сборов, неналоговых и других обязательных платежей) изымает часть доходов, полученных при первичном распределении, и формирует бюджетный фонд, за счет которого производится дальнейшее перераспределение полученного национального дохода: финансируется непроизводст­венная сфера, одновременно с работников, занятых в нематериальной сфере, взимаются налоги и сборы; путем межбюджетных трансфертов увеличиваются доходы отдельных отраслей, секторов и зон экономи­ки, а также отдельных регионов; осуществляется финансирование со­циальной политики государства, охраны окружающей среды и других мероприятий. Таким образом, с помощью распределительной функ­ции государство через бюджетно-налоговую систему решает пробле­мы равномерного экономического и социального развития, развития научно-технического прогресса, сглаживания противоречий в финан­совой политике и другие.

В результате всех стадий распределения образуются фонды де­нежных средств в форме государственного (муниципального) бюдже­та, государственных внебюджетных фондов, государственного (муни­ципального) долга, кредитных фондов, страховых фондов, амортиза­ционного и фондов накопления коммерческих предприятий и органи­заций, фондов денежных средств некоммерческих организаций, фон­дов денежных средств населения (домашних хозяйств). Совокупность сформированных фондов в конечном итоге образуют конечные дохо­ды всех участников процессов общественного воспроизводства, кото­рые используются на нужды потребителей

4. Контрольная функция финансов, её содержание. Финансовая информация как инструмент реализации контрольной функции.

Контрольная функция –объективная способность финансов создавать условия для проведения контроля путем количественного измерения движения фин. Ресурсов.

ФК направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Одна из важных задач ФК - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

С межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

Наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

Перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.


Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.