Как рассчитать расход электроэнергии без счетчика? Сми узнали о планах ввести жесткую норму энергопотребления.

08.12.2023 Истории успеха

С недавнего времени на территории РФ были установлены нормы потребления электроэнергии, которые ежегодно видоизменяются.

Какими законодательными актами регулируется данный вопрос? Какие нормы установлены? С какой целью они введены? Во всех ли регионах страны данный показатель одинаков или нет?

Рассмотрим все интересующиеся вопросы подробней.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Основными законодательными актами РФ по данному вопросу принято считать:

  • Федеральный закон № 261, регулирующий вопрос энергосбережения и увеличения уровня показателей энергоэффективности;
  • Федеральный закон № 190 о вопросах теплоснабжения;
  • Федеральный закон № 614 о порядке установления норм потребления электроэнергии гражданами РФ.

Стоит отметить, что местными органами самоуправления могут быть приняты региональные законы, устанавливающие свои нормы потребления и стоимость каждого киловатта энергии.

Правительство РФ уверенно в том, что социальные нормы , являющиеся показателями ниже среднего значения, должны в полной мере стимулировать граждан России экономить электроэнергию.

Нормативы потребления электроэнергии были введены на территории РФ впервые еще в 2013 году. Особенностью является тот факт, что местные органы самоуправления имеют все законные основания для самостоятельного установления данных показателей по своим регионам, в том числе и рассчитывать себестоимость услуг в пределах 40% от установленной цены.

На сегодняшний день норма потребления электроэнергии по территории РФ установлена на уровне 350 кВт/час на каждого из членов семьи. Причем себестоимость одного киловатта составляет порядка 3 рублей.

К примеру, Владимирская область установила норму потребления электроэнергии на 1 человека в пределах 50 – 90 кВт/час. Конкретный ее размер зависит непосредственно от вида домовладения. Если жителю удалось вложиться в заданный диапазон – оплата составляет 2,81 руб. за каждый киловатт затраченной электроэнергии, в противном случае цена достигает отметки 3,55 за 1 киловатт.

Разница довольно-таки ощутима и вынуждает многих задумываться о необходимости экономии.

Ростовская область установила для своих жителей норму потребления в пределах 96 кВт/час на одного человека .

Стоит заметить, что пенсионеры Ростовской области, которые проживают в одиночестве, один год платят фиксированную сумму за использование электроэнергии. Она приравнивается к социальной норме, которая умножается на коэффициент равный 1,5.

Аналогичный коэффициент применяется и для тех категорий граждан, которые проживают в домах, признанных официально аварийными либо ветхими. Однако те граждане, у которых официально установлена в доме/квартире электроплита, могут рассчитывать на дополнительную прибавку к норме в 43 кВт/час на каждого члена семьи.

Местные органы самоуправления Орловской области достаточно щедро отнеслись к нормам потребления для своих жителей и установили показатель на уровне 190 кВт/час на каждого человека .

Если житель Орловской области установит дополнительное оборудование (к примеру, электроплиту, бойлер и так далее), которое существенно увеличит потребление электроэнергии, социальная норма не подлежит увеличению.

Для жителей столицы установлены такие нормы для одиноких граждан :

Данный показатель для семейных граждан, в том числе и для тех, кто занимается воспитанием ребенка-инвалида, равен:

  • при наличии газовой плиты – 45 кВт/час;
  • с электроплитой – 80 кВт/час.

Как видно, в каждом регионе установлены свои нормы потребления электроэнергии, поэтому для уточнения сведений по месту своего проживания необходимо напрямую обращаться к поставщику услуг.

Зачем нужен данный показатель, где и для чего он применяется

Они необходимы для таких целей :

  • минимизации расходов в показателях;
  • возможность подотчетной оплаты;
  • повышение ответственности управляющих компаний, которые будут со всей серьезностью относиться к приборам учета потребления.

Стоит отметить, что норма потребления электроэнергии применяется для граждан РФ и приравненных к населению иных потребителей, которые используют ее исключительно для коммунально-бытовых нужд, а не с коммерческой целью.

Большая часть населения пытается снизить норму потребления электроэнергии с целью экономии личного капитала.

Научиться экономить без каких-либо ущемлений может любой желающий.

Для этого достаточно знать несложные правила :

  • покупая различную бытовую технику необходимо обращать особое внимание на уровень потребления электроэнергии. Согласно принятым международным стандартам уровни классифицируются буквами от A до G. Наиболее экономичный считается класс А, наименее – G;
  • если в жилом помещении установлен кондиционер, его нужно включать только после того, как все окна будут плотно закрыты;
  • подогревать воду необходимо в электрочайнике, который не загрязнен накипью. Если таковая имеется, период нагревания существенно увеличивается. Лучшим вариантом станет отказаться от электрочайника в пользу газовой плиты (если есть такая возможность);
  • холодильник желательно размещать вдали от прямого солнечного воздействия и различных нагревательных приборов;
  • лампочки освещения лучше заменить на энергосберегающие.

Применяя данные советы можно существенно сократить процент потребления электроэнергии. В среднем, ежемесячно можно экономить до 30 – 40%.

О введении социальной нормы потребления электроэнергии в Краснодарском крае смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

В каких банках можно оформить ипотечный кредит без первоначального взноса

Виды и правила оформления субсидии на жилье для военнослужащих

Виды и размер льгот пенсионерам на оплату коммунальных услуг

Законодательное регулирование вопроса оплаты капитального ремонта многоквартирных домов

Разделы

Бесплатная консультация юриста

Москва и область

Санкт Петербург и область

Copyright 2016. Posobie-Help — помощь и консультации по всем видам пособий и льгот

Публикация и копирование материалов без письменного согласия автора запрещена.

В правительстве задумались о введении социальной нормы потребления электроэнергии с резким повышением тарифов в случае превышения установленного лимита. Об этом во вторник сообщает .

По новому проекту социальной нормой, требующей минимальной оплаты, будет считаться месячное потребление электроэнергии на уровне 300 кВт/ч.

Если эта граница будет превышена, то вступает в силу повышенный тариф. В случае, если месячный расход превысит 500 кВт/ч, то будет применяться «экономически обоснованный тариф».

Не на человека, а на точку

При этом объем энергопотребления будет фиксироваться не на человека, а на «точку подключения», то есть на домохозяйство. В эту категорию попадают и одинокие пенсионеры, и семьи с детьми. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт.ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств, полагают эксперты АКРА.

По данным издания, новую схему ограничения потребления электричества одобрил вице-премьер на совещании и Минэкономики, которое прошло 19 сентября. Отмечается, что министерствам и Федеральной антимонопольной службе поручено представить проекты нормативных документов к 15 января 2019 года.

По сути проекты нормативных документов предлагается внести к крещенским морозам, то есть, в самое холодное время года.

Похожую схему энергопотребления российские власти пытались ввести в 2013-2014 годах, однако впоследствии этот проект был заморожен.

В 2013 году в семи пилотных регионах установили норму в 50-190 кВт.ч в месяц на человека, с июля 2014 года она должна была заработать по всей стране.

Эту норму раскритиковал президент , отметив слишком значительный рост тарифов, который потребовался бы.

«А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли», — говорил Путин в феврале 2013 года.

Понижающие коэффициенты уберут

В январе 2014 года реформу отложили на два года, а к 2016 году о ней уже не вспоминали. О соцнорме снова заговорили летом в рамках обсуждения проблем перекрестного субсидирования — повышения цен для одних групп потребителей, чтобы снизить тарифы другим. Тогда Минэнерго оценило объем «перекрестки» в 2017 году в 368 млрд руб., а к 2022 году — в 417 млрд руб. Для ее сокращения к 2022 году до плановых 89 млрд руб. требовался рост тарифов населения на 13,9% в год, что также сочли невозможным.

Новый вариант социальной нормы будет, видимо, мягче, чем схема, которую вводили в 2013-2014 годах. Но при этом правительство может сократить список потребителей, приравненных к льготной части населения, и совсем отказаться от льгот для сельских жителей и горожан, проживающих в квартирах с электроплитами.

Для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Сейчас это садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например, сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и т. п. Отдельно описано «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1.

Речь идет о постепенной отмене льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.

В Минэкономразвития предложили провести индексацию тарифов с 1 января, синхронизировав ее с ростом НДС.

«4 августа был принят Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс в части увеличения с 1 января 2019 года размера НДС с 18% до 20%. В соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за ЖКУ. Вместе с тем, фактическое увеличение тарифов согласно законодательству может произойти только с 1 июля 2019 года», — говорилось в сообщении , поступившем в «Газету.Ru».

В министерстве отметили, что в результате, помимо роста НДС в 1,7%, в соответствии с текущим законодательством, в тарифы также будут заложены затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года, что дополнительно увеличит их рост для населения.

Также в МЭР отметили, что дополнительно прорабатывают размер индексации тарифов в 2019 году для того, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало целевое значения инфляции в 4%.

Эти новации относятся к действующей системе ЖКХ. А в новостройках власти решили сразу вводить интеллектуальные системы учета расхода энергоресурсов.

Отмечается, что уже направил свои предложения в . При этом ФАС дала понять, что не следует оснащать новые дома приборами учета за счет граждан. Заместитель руководителя сообщил, что ведомство не допустит включения в тарифы расходов на установку «умных» приборов учета электроэнергии.

«Правительство ежегодно утверждает социально-экономический прогноз, где установлена возможность индексации тарифов на электроэнергию на определенный показатель. Это означает, что превышение того или иного параметра недопустимо. Проведенный антимонопольным ведомством анализ показал, что превышение установленных параметров зафиксировано не было», — цитировало Королева RNS.

Заместитель руководителя ФАС подчеркнул, что «умные» счетчики позволят перевести на более качественный уровень работы с платежной дисциплиной, поскольку информация о задолженности будет в онлайн-режиме поступать в энергоснабжающую организацию.

Между тем президент России Владимир Путин 27 августа заявлял, что «продавливание» роста энерготарифов недопустимо.

«Сегодня в отдельных субъектах сложилась практика «продавливания» необоснованного роста тарифов, в итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а в карман к конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода», — сказал Путин.

Регулярно растут, из года в год к стоимости одной единицы газа, электричества, воды и тепла прибавляется по несколько копеек. Вроде бы на первый взгляд изменения незаметны, но в пересчете на количество членов семьи и потребляемый ими объем ресурсов получается очень даже ощутимая сумма. Повышение стоимости электричества происходит не только по причине инфляции и роста налогов, существует еще один фактор.

Дело в том, что в РФ действует система перекрестного субсидирования в ценах на электроэнергию, рознящаяся в зависимости от категории потребителя. Так, физические лица, семьи, проживающие в частных домах и квартирах, оплачивают данный род услуг по относительно невысокой стоимости, тогда как юридические лица, предприниматели, организации должны платить за электричество по более высоким тарифам. Так, потребители ресурса в промышленных масштабах «доплачивают» за простое население. Если сравнивать с европейскими странами, то у них там все наоборот – льготные условия оплаты услуг ЖКХ предусмотрено для владельцев бизнеса, заводов, производства и пр.

Этот момент ощутимо тормозит предпринимателей и владельцев больших помещений, нуждающихся в постоянном энергообеспечении. Экономическая обоснованность тарифов по России была бы более правдивой, если бы средняя рыночная цена их выросла на 60% (по данным Института системного мониторинга). Если рассчитать предполагаемые показатели с учетом данного фактора, то прочие потребители смогут сэкономить в среднем 12% стоимости электричества. Так ставки для прочих потребителей бы ощутимо упали, если их потребление сохранится преимущественно на низком и среднем уровне.

Чтобы найти приемлемое решение в таком случае, когда перекрестное субсидирование на данном этапе считается огромным, а в один момент его ликвидировать не представляется возможным, правительству пришлось сформировать механизм социального нормирования энергопотребления по всей стране.

Законодательное регулирование вопроса

В конце 2012 года бывший Президент России Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации» . Данный документ регламентирует запуск в 2014 году экспериментальной программы в нескольких пилотных регионах, по итогам которой будет ясно, целесообразно ли дальнейшее применение принятой тарификации в остальных субъектах страны. Из всех коммунальных услуг первым, которое станет исчисляться на основе социальной нормы потребления, станет электричество .

Российское Правительство уверяет своих граждан, что практика выдачи энергетических пайков давно уже устоялась практически по всей Европе. Так распределяется потребление непрерывно дорожающей электроэнергии. Подорожание производства необходимого ресурса приводит к необходимости повышения цен на нее для рядовых потребителей. Учет будет вестись по типу населенного пункта, численности зарегистрированных в квартире жильцов, а также с учетом наличия электрической плиты.

Последний момент очень важен, так как в центральных регионах страны и вообще в большинстве ее субъектов готовят на газу, однако даже там есть отдельные дома, где газоснабжения не предусмотрено. К тому же здесь подразумеваются северо-восточные регионы России: Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Якутия и прочие, где готовят только на электричестве. В эту часть страны газопровод пока не проведен, поэтому отопление здесь исключительно угольное, а кухонные плиты работают от электричества.

После того, как города, поселки и другие населенные пункты опробуют действие социальных норм потребления электроэнергии, им дадут право самостоятельного решения о необходимости постоянного существования такого принципа оплаты коммунальных услуг. Так, граждане должны учитывать свои доходы, местный климат, состояние жилищного фонда и прочие критерии. По словам Дмитрия Медведева, тотального и обязательного введения этих новшеств нельзя допустить, так как программу нужно изучить, опробовать, протестировать, провести соответствующий анализ, в том числе и в долгосрочной перспективе.

Бывший президент добавил, что определенные условия в этом вопросе необходимо обеспечить социально незащищенным категориям населения , в отношении которых будут введены исключения из общих правил. Это касается одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, жителей сел и граждан, проживающих в .

К слову, Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 года №1444 , в котором обозначены основы ценообразования электрической энергии для населения, утрачивает свою силу.

Назначение

Суть экспериментальной программы заключается в установлении базовых тарифов – минимального объема потребляемой электроэнергии, которой будет достаточно для жизнеобеспечения по средним показателям на одного человека.

Те, кто вложатся в данный минимум, будут оплачивать электричество по более сниженным ценам. А превысивших норму потребителей ждет 30%-ная разница , но не за весь объем, а только за разницу после нормы. Таким образом государство собирается мотивировать граждан к экономии энергетических ресурсов.

К тому же подобный путь развития экономики приведет, хоть и не сразу, пусть постепенно, фактически и окончательно к упразднению перекрестного субсидирования цен на электроэнергию. Тогда они будут формироваться по рыночному принципу .

План государства претворится в жизнь, как прогнозируют эксперты, если 70% россиян смогут уложиться в установленную норму. Тогда удастся добиться экономии ресурсов от большинства граждан, после чего можно уже будет говорить о снижении ставок. Требуется тщательное планирование уровней нормативов, так как с возникновением новых предприятий и повсеместным внедрением прогресса в быт и промышленность возрастает и потребность в энергопотреблении.

Размеры в различных регионах

В качестве пилотных регионов для внедрения программы было выбрано несколько городов с прилегающими к ним населенными пунктами. Да, в каждом конкретном случае предусмотрена своя тарифная сетка, но принцип вычисления социальной нормы потребления электроэнергии в целом везде однотипный.

Первый и самый значимый фактор при определении величины оплаты за коммунальный ресурс – это численность проживающих в жилом помещении людей. Тариф зависит именно от количества официально зарегистрированных в квартире или доме граждан.

В зависимости от данного показателя всем зарегистрированным в субъекте домохозяйствам присваиваются определенные группы :

Как правило, на одного человека тариф рознится по регионам, а для последующих групп норма возрастает сначала на 60 кВт/ч, затем по 40 на каждом пункте. Так, в Ростове минимум равен 96 кВт/ч, во Владимире и Нижнем Новгороде – 50 кВт/ч, в Красноярске – 110 кВт/ч в месяц. Базовая норма в Кубани (Краснодарский край) в 2017 года равна 250 кВт/ч на одного проживающего.

На примере Ростовской области можно рассмотреть дополнительные разъяснения и условия по введенной социальной норме потребления электроэнергии. С начала действия программы, то есть до конца 2013 года и по август 2014 одиноко проживающим пенсионерам положена норма в виде базового тарифа – 96 кВт/ч. А вот уже с 1 сентября, то есть через год функционирования программы, их норму увеличат в полтора раза, она составит 144 кВт/ч.

Такая же увеличенная в 1,5 раза социальная норма потребления электроэнергии полагается жильцам аварийных домов и высокой степенью износа (свыше 70%). Сельские жители вправе рассчитывать на надбавку в размере 90 кВт/ч на одно домохозяйство (итого 186 кВт/ч).

Квартиры, где стоят электрические плиты вместо газовых будут прибавлять по 43 кВт/ч к базовому тарифу на каждого прописанного человека. Если в доме предусмотрено исключительно электрическое отопление, то надбавка возрастет до 3000 кВт/ч в месяц, но только на отопительный сезон. Для подогрева воды электрическими устройствами полагается надбавка 300 кВт/ч на каждого человека. Под эти условия подходят дома, где приборы установлены в законном порядке, то есть зарегистрированы, подключены к общим счетчикам и т.п.

Существуют также категории потребителей электроэнергии, приравненные к населению . Сюда входят, во-первых, садоводы, их засчитывают в 1 группу домохозяйств. Гараж и погреб подходят под 6 группу. Воинские части, места заключений осужденных и религиозные организации считаются 6 группой, где норма полагается на одного гражданина.

Пилотные регионы за первый год внедрения социальных норм по электричеству показали положительную динамику. Перекрестное субсидирование сократилось в среднем на 5–15%. Это является вполне неплохим показателем, и позволяет сделать вывод, что россияне обращаются с данным видом энергетического ресурса в целом разумно.

Как рассчитать

Здесь расчеты, в принципе, несложные. Например, в квартире, расположенной в Ростове, проживают 4 человека. Жилье не признано ветхим, и никто из проживающих не относится к категории льготников, поэтому расчеты будут производиться по базовым тарифам. Итак, за месяц составили 182 кВт/ч, а социальная норма для этой семьи равна 236 кВт/ч. Следовательно, жильцы в норму уложились и оплачивать будут по льготному тарифу. Он равен 2,8 руб. за 1 энергетическую единицу. Считаем: 182 * 2,8 = 509,6 руб.

Возьмем случай посложнее. За месяц двумя людьми в ветхом доме потреблено 220 кВт/ч. Социальная норма в данном случае равна 144 кВт/ч на человека, если их двое, то прибавляем 60, получается 204. В норму данный показатель не вкладывается, ищем разницу 220 – 204 = 16. Это число – количество потребления энергии сверх нормы, а здесь тариф другой – 3,2 руб. за кВт/ч. Итак, 204 * 2,8 + 16 * 3,2 = 571,2 + 51,2 = 622,4 руб.

Мировая практика показывает, что данный опыт довольно эффективен и помогает добиться упразднения перекрестного субсидирования. Благодаря введению социальных норм энергопотребления у населения воспитывается экономичность в плане пользования электрическими приборами. А также социально уязвимые слои населения получают ощутимые льготы.

Электроэнергетика на данный момент требует интенсивных вливаний в отрасль по причине физического и морального износа. Приватизация в 90-е годы дала о себе знать: в частные предприятия государственные средства поступают в крайне мизерных размерах. Тарифы на электроэнергию хоть и растут периодически, но сравнительно медленными темпами в связи с административными ограничениями и низким уровнем доходов у населения. Рост тарифов сдерживается повышенными ставками для промышленников и предпринимателей, а это сдерживает поступление инвестиций в отрасль.

Такая ситуация толкает правительство страны на введение подобной программы. Социальная норма по электричеству в целом по стране показывает положительную динамику. Каждый год вводятся все новые и новые регионы, число участвующих в эксперименте субъектов страны растет.

О введении данной программы в Краснодарском крае смотрите в следующем видеосюжете:

Электрическая энергия относится к видам наиболее дорого оплачиваемых видов коммунального обслуживания, за превышение ее потребления пользователь отдает существенно более высокую цену.

С 1 июля 2014 г. по всем регионам РФ планировалось ввести социальную норму потребления электрической энергии.
Правительство пытается сделать это, руководствуясь следующими соображениями:

  1. Стимуляция энергоэффективного использования услуг в коммунальной сфере.
  2. Уклонение от перекрестного субсидирования* и желание понизить нагрузку по тарифам крупных промышленных производителей.
  3. Повышение эффективности системы защиты граждан.

*Примечание: Перекрестное субсидирование: оплата населения за электроэнергию ниже его реальной стоимости, а оплата кВт-часа, предприятием выше стоимости электроэнергии.

Потребление электрической энергии по социальной норме устанавливается для семей и домохозяйств на основании местоположения жилья наличия электроплиты, водонагревателя, при этом владельцы коттеджей, оборудованных теплым полом, подогревом воды в бассейне и тому подобными наворотами, будут платить за потребление электричества по полной программе.

Введение оплаты по социальной нормы должно было предоставить семьям пенсионеров или одиноким пенсионерам – оплату за электроэнергию, в течение одного первого года после начала оплаты по социальной норме – сниженного тарифа.

Все субъекты РФ имеют право подхода к установлению собственного значения социальной нормы сообразно уровню благосостояния своего региона и индивидуальных особенностей региона. И решается этот вопрос каждым регионом самостоятельно.

Статистическая служба каждого региона делает анализ использования электрической энергии, за основу расчета берется 10000 граждан, которые проживают без семьи, общее количество потребленной электроэнергии делиться на 10000 и на 12 месяцев, полученный результат является социальной нормой потребления электричества. Кроме этого, учитываются климатические условия и особенности жилого фонда.

Например, норматив потребления электроэнергии, применяемый в Ростовской области составил 96кВтч, Забайкалье – 65 кВтч, Красноярский край – 100 кВтч.

Размер потребления электроэнергии по социальной норме составляет прямую зависимость от того сколько человек фактически прописано и зарегистрировано на жилой площади.

На размер норматива потребления электроэнергии на человека, влияют еще некоторые факторы, это: наличие электрической печи или ее отсутствие, электрический обогрев в зимний период, состояние жилья, наличие водогрейного котла, работающего на электричестве. Местность, в которой находится жилое помещение, город или село.

Рис № 4. Способы оплаты, требования и нормативы потребления электроэнергии в 2015 году по данным РИА НОВОСТИ на примере Москвы и Московской области.

Расчет платежей по нормам потребления электроэнергии

Порядок расчета определяется в правительственном постановлении РФ №614 от 22, 07, 2013 года.

По закону «О энергосбережении» энергосбытовые предприятия и коммунальные службы ведут политику об оснащении многоквартирных домов общедомовыми счетчиками.

Расчет потребления электроэнергии заключается в суммировании показаний индивидуального счетчика плюс показания по общедомовому счетчику энергопотребления, расчет производится в зависимости от количества проживающих в квартире людей, если проживает два человека, то они заплатят по социальной стоимости за норматив определенный в этом регионе на двух человек, пусть это будет, например, 150 кВт-ч. за 3.5 руб. за кВт-ч. все что выше оплачивается по обычной цене по региональному тарифу, например, 3,90 руб.

В том случае, когда отсутствует квартирный электросчетчик — норматив потребления электроэнергии без счетчика будет значительно выше так для многоквартирных домов этот норматив вырастет на 80%, граждане, проживающие в частном секторе будут, платить еще больше.

Норматив потребления электроэнергии без счетчика

Расчет социальной нормы происходит с использованием повышающего коэффициента «К» примерно 60% до 2017 года или по-другому,

с 1. 01. 2015 г. по 30 июня он составит 1,1,
с 1. 0,6. 2015 г. по 31. 12. 2015 г. – 1,2,
с 1. 01. 2016 по 29. 06. 2016 г. – 1,4;
с 1. 06. 2016 г. по 31. 12. 2016г. составит 1,5;
после 2017 г. будет равен 1,6.

За не допуск к снятию проверочных показаний счетчика в течение двух или нескольких раз, стоимость платы за электроэнергию рассчитывается также с использованием повышающих коэффициентов.

Ключевой принцип распределения общедомового потребления, рассматривается исходя пропорционально площади в м 2 всех включительно помещений.

Важно знать: некоторые регионы так, например, Кузбасс и Липецкая область, Приморский край, не приняли пилотный проект и ввод социальной нормы, мотивом к этому послужило отсутствие во многих жилых домах электронных паспортов, что делает проведения расчета нормы необъективным и в корне неправильным, кроме этих причин министерство регионального развития не предоставило регионам методики по правильному проведению определения норм потребления.

В частности, для Кузбасса введение нормы превысит уровень 6 % роста оплаты за коммунальное обслуживание, что невозможно допустить так, как это действие повлечет социальный взрыв.

На очереди не менее занимательная тема — какие будут тарифы на электроэнергию для населения России с 1 июля 2019 года.

Если сравнивать доступность электроэнергии для населения между странами Европы, то Россия занимает третье место, судя по данным за первое полугодие 2019 года.

Дешевле электричество стоит для граждан только Украины и Казахстана, в Белоруссии ненамного дороже, а дальше рост цен уже более значительный.

Общая европейская статистика граждан России не слишком интересует, их волнует тот факт, что тарифы на электроэнергию постоянно растут. Хорошо, хоть не на 55,7%, как на Украине, и даже не на 24,6%, как в Белоруссии, но и обещанные 4% не радуют , несмотря на то, что повышение вступит в силу только в июле этого года.

Тариф в данном случае – это стоимость потреблённой электроэнергии, выражается в рублях за 1 киловатт-час (кВт⋅ч). На самом деле это сложносоставленный показатель, в который входит много компонентов.

Методика расчёта тарифов разрабатывается на федеральном уровне. Руководствуясь ею, региональные органы исполнительной власти устанавливают конкретные тарифы для своего региона. После публикации соответствующего постановления в местной прессе тарифы становятся действующими.

Перемена тарифов, а точнее говоря, точка смены значений, назначена на первое июля по всей стране. Раньше меняли в начале года, это как-то привычнее.

Но холодная Россия – не Италия и не Греция, для неё понятие отопительного сезона как единого процесса важнее, чем соблюдение бухгалтерского периода. Да и инфляция разгоняется именно в начале года, так что перенос момента смены тарифов на середину лета выглядит вполне оправданным.

Рост тарифов на электроэнергию в 2019 году в наибольшей степени ощутят граждане, избегающие установления счётчика. К ним не относятся те, кто не пользуется счётчиком по объективным причинам – из-за ветхих домов, или аварийных, или подлежащих сносу и пр.

Таких всего около 5% по всей России, вот для них платёжки увеличатся значительно.

Она достаточно громоздка, к тому же, имеет тенденцию к усложнению. За основу берётся понятие базового тарифа, к которому применяются понижающие коэффициенты.

Базовым считается тариф, который устанавливается в городских домах с газовыми плитами и центральным отоплением (во всяком случае, не электрическим).

К базовому тарифу применяется понижающий коэффициент для оплаты электроэнергии в домах с электроплитами и электроотопительными установками. Это в том случае, если указанное электрооборудование должным образом зарегистрировано.

Такой же коэффициент обычно вводится и для расчётов с жителями в сельской местности, хотя региональные власти вправе корректировать эти коэффициенты в пределах от 0,7 до 1.

То есть, жители сёл платят за потреблённое электричество на 30% меньше , и неважно, какие у них плиты – газовые, или электрические, или иные.

Приравненными к населению считаются те, кто рассчитывается за электроэнергию по общему счётчику.

Это могут быть различные объединения граждан некоммерческого характера, например, дачи, кооперативы, гаражи и прочее. Сюда же относятся жилые зоны при воинских частях и другие объекты. В каждом регионе это всё подробно регламентировано.

За израсходованную электроэнергию в основном платят по счётчику. Обычный счётчик просто крутится, считая потраченные киловатты, и ему всё равно, день в данный момент или ночь. Это единый счётчик, или, как сейчас его называют, одноставочный – у него одна ставка, один тариф для любого времени суток.

Однако есть и другие, более современные, которые разделяют сутки на день и ночь. Такие счётчики называются двухзонными, или дифференцированными по двум зонам суток.

Есть ночной тариф, с 23 часов до 7 утра, и дневной, с 7 утра до 23. Дневной тариф значительно выше ночного.

Появились и счётчики трёхзонные, дифференцированные по трём зонам суток:

  • пиковую — с 7 до 9 и с 17 до 20 часов;
  • полупиковую – с 9 до 17 и с 20 до 23 часов;
  • ночную — с 23 до 7 утра, она совпадает с ночной зоной двухзонного счётчика.

Самое дорогое электричество в пиковое время, а самое дешёвое – в ночное.

Для расчётов за оплату проще всего, конечно, единый счётчик. Умножил стоимость киловатта на потраченное количество – и плати полученную сумму.

Оплата по остальным видам тоже не слишком сложна: надо подсчитать частичные суммы и сложить их. Тариф для каждой зоны известен, киловатты показывает счётчик, так что никаких проблем.

Сложность появляется тогда, когда начинают менять часовые пояса в масштабах страны. Или когда отменяется/возвращается переход на зимнее время, или когда проводят «реформу времени» — и такое уже бывало не раз.

В таких случаях приходится перепрограммировать двух- и трёхзонный счётчик, а это стоит денег, около 2-3 тысяч руб. Но обычной, единый счётчик, не обращает внимания на такие подробности.

3. Введение социальной нормы потребления электроэнергии

В последние годы в России проводится многоплановая работа по упорядочению рынка электроэнергии. Её стоимость для населения, выраженная в тарифах, гораздо ниже той, которую можно назвать экономически обоснованной.

Правительство старается найти путь, как отделить граждан рядовых, не слишком обеспеченных, от тех, которые под их прикрытием расходуют дешёвую энергию в неоправданно больших количествах. Например, отапливает электросауны, бассейны, полы в обширных особняках, щедро освещает приусадебные участки и прочее.

Одной из мер, способных заставить таких владельцев недвижимости платить рыночную цену за электроэнергию, является введение социальной нормы потребления. Эта мера также призвана уменьшить перекрёстное субсидирование и мотивировать население на экономное расходование электричества.

Надо сказать, что введение соцнормы влечёт за собой значительное усложнение расчётов, и именно из-за этого её не спешат вводить (в том числе).

Ведь таблица тарифов увеличится, базовый тариф будет уже в двух ипостасях, то же самое для сельских жителей, и вообще для каждой строчки.

Кроме того, соцнорма предполагает привязку к количеству лиц, зарегистрированных в объекте, к состоянию самого жилья, так что подсчёты суммы для оплаты электроэнергии существенно усложнятся.

В 2013 году был начат эксперимент по введению соцнормы. Согласно постановлению правительства РФ выделили регионы, на которых запустили пилотный проект. Это оказались Ростовская, Владимирская области, Красноярский и Забайкальский край, области Нижегородская, Орловская, Самарская.

Однако сразу после запуска началась компания по срыву эксперимента, появилось много публикаций, направленных на его дискредитацию. В 2013-2014 годах дело доходило до митингов на местах, которые, как правило, инициировали местные чиновники и депутаты.

И все, как один, беспокоились о среднестатистическом жителе России, у которого и так низкий уровень потребления электроэнергии.

Приводились доводы о том, что страна не готова, что это только способ скрытого повышения тарифов, что необходимой техники нет, что методика не разработана, и прочее. Многое из сказанного действительно имело место, но и методика, и техника появляются только после того, как начата какая-то работа в заданном направлении.

Кроме того, против этой инициативы правительства высказалась Счётная палата РФ, определившая, что заявленных целей проект не достигает.

Активно против введения соцнормы и идеи Минэнерго о дифференцированном тарифе выступил ОНФ. Он тоже счёл введение подобных мер попыткой содрать побольше денег с населения, вместо того, чтобы наладить работу энергокомпаний, сделать формирование тарифов полностью прозрачными.

Тем не менее, эксперимент продолжился, но регионам дали право выбирать — вводить у себя соцнорму на расходование электроэнергии или продолжать старую практику расчётов.

К тем, кто не согласился вводить социальную норму, относится, к примеру, администрация Смоленской области. Основные аргументы сводятся к известным, в основном к тому, что населению придётся платить больше.

При этом игнорируется то обстоятельство, что именно к компетенции руководителей области относится определение социально оправданных норм, которые не дают эффекта массового превышения.

Также была приведена ссылка на недостаток сведений о тех категориях граждан, к которым применяется соцнорма: на несоответствие числа проживающих и зарегистрированных лиц, на отсутствие сведений об одиноких пенсионерах и прочее.

Действительно, дело это непростое, тут требуется наладить взаимодействие федеральных и местных подразделений, отвечающих за образование тарифов; отделений ПФР, ФМС, органов соцзащиты населения; исполнителей коммунальных услуг, поставщиков электроэнергии и других.

Но, опять-таки, кто должен наводить порядок в области и знать состав своих жителей, как не местная администрация?

Ответ на это содержится в следующей причине, которая тоже имеется в списке возражений: это дополнительный груз обязанностей местной исполнительной власти и увеличение в этой связи численности аппарата.

То есть, прибавление хлопот и ответственности нежелательны, поэтому губернатор принял решение максимально откладывать введение соцнормы в области.

В Ростовской области эксперимент был признан успешным, и отмены соцнормы не планируется. Оказывается, большинство граждан не ощутили никаких перемен, и таких порядка 80% в области. Те же, кто социальную норму превысил, не слишком пострадал: превышение составило 10-30%, в деньгах это составляет 100-150 руб. в месяц.

В 2019 году социальная норма потребления электроэнергии вводится в Краснодарском Крае, продолжает действовать в Нижегородской, Орловской, Владимирской области, в Забайкальском и Красноярском крае.

В каждом из субъектов установлено своё значение нормы потребления электричества.

В Краснодарском крае базовая соцнорма — одна из самых высоких в России, это 250 кВт/ч на человека. В Нижнем Новгороде, например, это 50 кВт/ч, в Ростовской области – 96 кВт/ч.

Местные власти работают над грамотным введением в крае соцнормы. Например, по предварительным прикидкам, около 70% населения Анапы полностью уложится в норму, а превышение будет только у тех, кто имеет дома большой площади (их не так много), да ещё те, кто превратил своё жильё в мини-гостиницу (а таких как раз побольше, и они будут весьма недовольны)

Местные чиновники утверждают, что обычные потребители только выиграют от нововведения, однако население, наученное опытом, сомневается в этом. Кроме того, людям не нравится сам факт ограничения, то, что их заставляют экономить.

Человек считает, что, поскольку он честно платит за свет, то он никому ничего не должен. А то, что тариф дешевле себестоимости, так на то и государство, чтобы дотировать своих граждан.

Действительно, так и было в Советском Союзе. Граждане не учитывают, что теперь в России капитализм, и жить приходится в других условиях.