Обеспечение единства экономического пространства страны определяется. Единое экономическое пространство Российской Федерации

02.01.2024 Инвестиции

Любое государство начинается с общего жизненного пространства, это в конечном счете главная причина формирования народов из разрозненных групп людей. И первый отличительный признак этноса - это единое экономическое пространство. Проживая на общей территории, люди вступают в общественные и экономические отношения, постепенно вырабатывая "правила общежития". Создание общих правил, снятие барьеров внутри объединения и, наоборот, защита от "чужих" участников экономической жизни - это первоначальные побудительные мотивы создания единого экономического пространства государства. Увеличение объемов и интенсивности международной торговли, усиление разделения труда и специализации стали причиной создания региональных общих рынков. Формирование единого экономического пространства происходит во многих субрегионах и целых континентах, например, Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР, Асеан.

Определение

Единое экономическое пространство - это территория или несколько территорий, на которых существуют одинаковые по форме и содержанию правила экономической жизни. На этом пространстве действует общая валюта, единые юридические нормы, общая система экономических отношений, со свободным перемещением товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. На таких территориях работают единые органы власти, фискальные органы и система экономической безопасности. В общее пространство входит и воздушная и морская части территории. Границы экономического пространства могут быть формальными, например, административными, государственными, и неформальными - это зоны влияния, обслуживания, тяготения. Сейчас под единым экономическим пространством чаще понимают интеграционные объединения, которые находятся на различных стадиях развития. И, соответственно, в разной степени подходят под данное определение. Для интеграционных объединений единое экономическое пространство - это прежде всего свобода перемещения товаров и услуг, капитала и человеческого ресурса. Далее в процессе развития достигаются остальные признаки.

Цель

Создание единого экономического пространства, которое может формироваться стихийно или осознанно, необходимо для обеспечения условий комфортного проживания и ведения экономической жизни, а в более долгосрочной перспективе - для интенсификации связей с внешним миром. Более развернуто цели организации единого экономического пространства это:

  • обеспечение условий эффективного и свободного общего рынка товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • стабильное развитие институциональной инфраструктуры, обеспечение структурной перестройки экономики;
  • проведение общей фискальной, денежно-кредитной, промышленной, торговой и экономической политики;
  • организация единой транспортной, энергетической и информационной системы.

Что входит в пространство?

Единое экономическое пространство - это не только территория страны (или группы стран), но и включает ее морскую акваторию и аэротерриторию. Территория - это ограниченная часть поверхности Земли, с определенной площадью, на которой располагаются объекты, в том числе населенные пункты, промышленность, энергетические, сельскохозяйственные предприятия и другие объекты, связанные между собой транспортной и инженерной инфраструктурой. Необходимо отметить, что все больше используется подземная часть территории, например, метро, супермаркеты, прокладка коммуникаций. Экономическая морская акватория страны включает территориальные воды, исключительную экономическую зону, где страна имеет права на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых. В воздухе над территорией тоже осуществляется экономическая деятельность, например, национальные права на деятельность воздушного транспорта, мобильная связь.

Основные признаки

Страны, организуя свое пространство, могут входить и в более широкие общие рынки, при этом степень развития может быть самой разной. Тем не менее, можно выделить некоторые общие признаки единого экономического пространства:

  • единые институты управления и цели национального развития (стратегическое целеполагание), общая система ценностей;
  • национальная система поддержания экономической целостности, стабильности и устойчивости исторически сложившегося пространства;
  • целостное национальное воспроизводство, страна должна иметь возможность развиваться, опираясь на собственные экономические возможности;
  • оптимальное размещение внутри единого пространства производительных сил и развитые хозяйственные связи;
  • большая мобильность и отсутствие барьеров для движения ресурсов, финансовых, трудовых, товарных;
  • наличие специфических экономических отношений и форм, которые складываются из-за особенностей пространства, в том числе географических, геополитических, природных;
  • общая экономическая безопасность и взаимодействие с другими пространствами.

Признаки национального единого экономического пространства формируются под воздействием предпосылок:

  • объективных - таких, как существующий уровень развития производительных сил;
  • субъективных, национально-специфических, в том числе природных, географических, геополитических.

Важным признаком единого пространства является существование цели национального развития. Это может быть, например, суверенность, модернизация экономики, целостность территории.

Факторы

Единое экономическое пространство - это сложная многоуровневая система, с множеством самых разнообразных факторов, воздействующих на текущие состояние и способность к устойчивому развитию. В основном, выделяют четыре группы факторов формирующих пространство:

  • пространственный, в том числе информационный, демографический и институциональный, как система формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих экономическое поведение человека;
  • размещения, которые включают природные условия (географическое положение, природные ресурсы, климатические условия и т. д.);
  • экономические факторы (существующий производственный потенциал, инфраструктура, качество управления, предпринимательские навыки), качество и количество трудовых ресурсов, социальный климат и многие другие;
  • макроэкономические, научно-технологические, инвестиционные, инновационные и интеграционные;
  • преференции, в том числе налоговые, финансовые тарифные и таможенные, торговые льготы.

Национальные специфические факторы включают как экономические, так и неэкономические, включая гуманитарные, социальные и культурные, которые вместе иногда характеризуют как единое социально-экономическое пространство государства. Некоторые исследователи включают как отдельный фактор - время.

Процессы

В рамках единого экономического пространства проходят множественные социально-экономические процессы формирования и развития. Социальные, потому что цель практически любой деятельности - это удовлетворение потребностей человека, которая вынуждает его участвовать в общественном производстве. Условия жизни людей и отношения в обществе влияют на способность вступать в определенные экономические связи, которые дают возможность удовлетворять потребности. Эти интересы, в получении части общественного блага, являются побудительным мотивом деятельности людей, которые протекают в форме экономического процесса.

Процессы, протекающие в едином экономическом пространстве, делятся на два основных типа: естественные, которые осуществляются человеком в процессе взаимодействия с природой, и общественные, возникающие в обществе по поводу производства и распределения и потребления продукции. Оба процесса тесно связаны и, кроме того, находятся под регулирующим воздействием. Например, если применительно к экономике, то в зависимости от типа экономики (плановой, рыночной, смешанной), на социальную часть значительное воздействие могут оказывать, например, национальные традиции, религиозная практика. Все процессы осуществляются благодаря взаимодействию элементов единого экономического пространства, в том числе предприятий, природных, ресурсов, институты, ландшафт, климатические условия.

Характеристика российского пространства

Россию можно рассматривать не только как страну, но и большой интеграционный проект, прежде всего, из-за огромной географической площади, которая в несколько раз больше Европейского союза. Единое экономическое пространство России отличает чрезвычайная разнородность территорий:

  • природных и климатических, страна располагается от тундры до субтропиков, любые виды ландшафта, обширное водное пространство;
  • цивилизационное, в стране проживает более 180 национальностей, представители всех основных религий мира, которые имеют самые различные системы ценностей и модели поведения;
  • экономическая неоднородность, в силу исторических, природных и экономических причин, отдельные части страны имеют самый разный уровень развития, от постиндустриальных экономик больших городов и северных окраин, народы которых живут охотой, практически в доиндустриальной экономике.
  • административно-политическое, федеративное государственное устройство, которые включает территории национальных и автономных республик, областей и краев.

Развитие российского пространства

Каждое экономическое пространство устанавливает правила, определяющие существование субъектов страны. Конституцией России гарантируются основные свободы экономической жизни, в том числе свободный приток финансовых, человеческих и товарных ресурсов, защиту конкуренции. Законодательно запрещается установление между территориями страны таможенных и торговых барьеров, эмиссия других денег. Создание российского единого экономического пространства, после развала Советского Союза, проходило сложно, наряду с тем, что необходимо было обособить свою экономику от других территорий некогда общего государства, осуществлялся переход к рыночному методу регулирования.

Неоднородность территорий и разные национальные уклады также затруднили организационный процесс. Многие регионы России имели более тесные экономические с соседними странами, чем с центром. Несмотря на очевидные успехи в формировании единого экономического пространства, по-прежнему есть сильная неравномерность в развитии отдельных частей страны и не все внутристрановые барьеры ликвидированы. К тому же развитие новых технологий требует формирования и новых общих пространств, например, информационных.

Интеграционные экономические пространства

Все большая степень глобализации мировой экономики побуждает страны вступать в группировки, для повышения конкурентоспособности своей экономики. Естественно, степень вовлеченности страны в единое экономическое пространство объединения может быть различной. Сильными ограничителями интеграции выступает суверенность страны, национальные, религиозные особенности и обязательства и т. п. Интеграционные процессы могут принимать самые разные формы, например, пространство Европейского союза и единого экономического пространства Европы не совпадают, поскольку в последний входят еще четыре страны, не входящие в ЕС.

Сотрудничество регулируется соглашением о Наличие такого общего рынка показывает сложность создания общего пространства. Такие страны, как Норвегия и Исландия, не входят в ЕС только из-за нежелания делиться квотами на вылов рыбы и финансировать общие программы сельского хозяйства, которого у них просто нет.

ЕС наиболее близко приблизился к характеристикам полноценного единого экономического пространства. Кроме свободного передвижения ресурсов, большинство стран используют единую валюту, работает европейский парламент, созданы другие наднациональные органы. Страны координируют макроэкономическую, валютную и денежно-кредитную политику, делегировав значительную часть суверенитета в общие органы управления. После присоединения восточноевропейских стран к ЕС на развитии стала сильно сказываться слишком большая неоднородность уровня экономик. Однако по-прежнему Европейский союз является самым успешным проектом интеграционного единого экономического пространства.

Евразийское пространство

Создание единого евразийского экономического пространства - логичное продолжение реинтеграции территорий некогда единого государства. Первоначально созданный Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в 2015 году стал общим рынком для пяти постсоветских стран, включая Армению и Кыргызстан. Евразийское единое экономическое пространство - это пространство из территорий стран, на котором работают похожие рыночные механизмы регулирования экономики, применяются гармонизированные правовые нормы, проводится согласованная макроэкономическая политика, обеспечивающая свободное движение товаров услуг, капитала и трудовых ресурсов.

В общем пространстве действует единый таможенный кодекс, сняты многие тарифные и нетарифные барьеры в торговле. В то же время внутри пространства сняты таможенные границы, но сохранен пограничный и миграционный контроль. Созданы наднациональные органы управления, Евразийская комиссия, которая занимается регулированием и управлением некоторыми сторонами функционирования экономики единого пространства. Процесс интеграции будет носить долгосрочный разноуровневый и разноскоростной характер, в связи со слишком большим различием стран в экономическом развитии и национальных традициях.

1.3 Единое экономическое пространство страны

Понятие экономического пространства тесно связано с теорией размещения производства и, прежде всего классическими штандортными теориями, разработанными немецкими экономистами XIX - начала XX веков. Именно в теории размещения производства впервые экономика стала рассматриваться не как «точечная», а как «пространственная» категория. Необходимо отметить, что классические штандортные теории (основоположники: И.Тюнен, В.Лаунхардт, А.Вебер) предполагают однородность экономического пространства. Исследования зарубежных ученых в теории экономического пространства обобщены и развиты в работах российских ученых А.Я. Якобсона и В.Н.Высоцкого.

Интерес к проблемам экономического пространства в работах отечественных и зарубежных ученых позволяет констатировать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений развития теоретических и методологических аспектов этой теории, что свидетельствует об актуальности проблемы. С другой стороны, еще не выработаны единые основы, позволяющие интегрировать уже разработанные положения теории экономического пространства в целостную и стройную логическую схему. Например, отсутствует единообразное понимание категории «единое экономическое пространство». Мы попытались восполнить этот пробел и посчитали необходимым дать собственное определение этого основополагающего понятия.

Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) в работе понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.

Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.

Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой - из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.

Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

В работе выявлены и описаны интеграционные институты (организационно и законодательно оформленные) призванные способствовать развитию единого экономического пространства в России. Анализируя их эффективность, автор пришел к выводу, что до настоящего времени в стране не создано достаточно действенного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов. В связи с этим автором обоснована необходимость создания государственного института, в чьей компетенции должны находиться проблемы регулирования пространственной экономической интеграции.

Предлагаемая в работе интеграционная стратегия включает два направления: 1) концепцию снятия интеграционных барьеров (барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала между регионами страны); 2) концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий - желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров.

Бухарин: диалектика взглядов на развитие экономики России

В корне изменилась и вся проблематика рынка. Рынок эпохи классического нэпа имел своей самой глубокой основой мелкое индивидуальное крестьянское хозяйство, раздробленный труд, крестьянский двор...

Великая депрессия 1929-1933 гг. - уроки для XXI века

Президент США считал своей заслугой мораторий по долгам. Но этот шаг был использован европейскими должниками против Америки...

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию: проблемы, последствия и перспективы

Экономические выгоды Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли...

Понятие и субъекты мировой экономики

Типичные представители этой группы: Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР (Южно-Африканская республика). Все эти страны были основаны переселенцами из Европы: Канада - французами и англичанами, Австралия и Новая Зеландия - англичанами...

Проблемы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место...

Современное экономическое положение страны и состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике

Современный рынок информационных услуг

Современный информационный рынок по характеру данных можно разделить на несколько основных секторов: 1. Сектор ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ представлен такими видами и источниками, как: 1.1...

Теневая экономика в России

Оценка современными экономистами влияния теневой экономики на социально- экономическое развитие страны носит неоднозначный характер. И хотя большинство экономистов делает упор на негативных последствиях теневой экономической деятельности...

Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв.)

Он является одним из видов межгосударственной интеграции, главная задача которого состоит в осуществлении политики коллективного протекционизма за границами объединения и либерализации экономических отношений внутри него. Также ЕЭП призвано обеспечивать между странами-участницами «четыре свободы», суть которых заключается в межправительственной координации экономической политики и свободном перемещении рабочей силы, денежной массы, услуг и продукции.

Создание объединения

В начале 2003-го года первые лица России, Казахстана, Украины и Белоруссии на одной из встреч заявили о своих намерениях создать ЕЭП. Спустя полгода был утвержден перечень документов, которые необходимо ратифицировать в первую очередь, однако, после прихода к власти в Украине Виктора Ющенко процесс создания нового экономического формирования был заморожен на несколько лет, так как новое украинское руководство сделало ставку на евроатлантическую интеграцию своей страны.

В декабре 2010-го года президенты РФ, Казахстана и Белоруссии подписали соглашения о создании межгосударственного экономического пространства. Спустя месяц эти документы были ратифицированы парламентами вышеуказанных стран. В 2011-ом году руководство стран-участниц ЕЭП поставило свои подписи под соглашениями второй стадии интеграции. В частности, во время трехсторонней встречи были утверждены:

  • договор о создании экономической комиссии и регламент ее работы;
  • декларация об экономической интеграции.

Концепция

Концепция формирования ЕЭП — это положение, которым предусматриваются основные нюансы создания объединения и реализации его дальнейшей деятельности. Особого внимания в нем заслуживают следующие моменты:

  • Главными целями, при создании ЕЭП, являются повышение благосостояния населения стран-участниц и рост экономики последних.
  • Деятельность ЕЭП осуществляется с учетом всех норм и рекомендаций ВТО.
  • Функционирование ЕЭП базируется на свободном перемещении через границы стран-участниц рабочей силы, капитала, услуг и товаров.
  • Формирование ЕЭП происходит постепенно. Для каждого этапа характерно повышение степени интеграции.
  • Направления деятельности ЕЭП вырабатываются на основе решений руководящих органов объединения и межправительственных договоров.
  • Структура руководства ЕЭП меняется в зависимости от уровня интеграции.

Члены

Первыми членами объединения в 2012-ом году стали Российская Федерация, Казахстан и Белоруссия. Спустя 3 года в состав ЕЭП вошли Армения и Киргизия.

Желание пополнить ряды стран-участниц ЕЭП изъявили Таджикистан и Узбекистан. Подобные намерения неоднократно декларировало и руководство Абхазии, однако, вступление этого государства в ЕЭП затрудняется тем, что его независимость не признает большинство членов объединения.

Руководство

Практически сразу же после подписания договоров второго уровня интеграции стран-участниц ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). На данный момент этим руководящим органом контролируется более 170 функций объединения.

В состав ЕЭК входят Коллегия и Совет. В первую все страны-участницы ЕЭП делегируют по 3 своих представителя, второй же состоит из вице-премьеров государств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

I. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНОВ РФ

2.1 Экономико-географическое положение регионов РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

В результате либерализации внешней торговли произошло стремительное завоевание российского потребительского рынка импортными товарами, доля которых к началу 2008 года достигла половины розничного товарооборота страны, и вытеснение отечественной продукции легкой и пищевой промышленности. Увеличилась дифференциация регионов по величине дохода на душу населения и другим параметрам уровня жизни. Финансовое положение экспортно-ориентированных регионов попало в сильную зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров и торговых связей с зарубежными партнерами.

За годы постпланового функционирования российская экономика перестала быть единым народнохозяйственным комплексом, где внутренний спрос и предложение были сориентированы друг на друга. Переориентация сырьевых компаний на внешние рынки (в условиях «сжатия» внутреннего рынка и благоприятной мировой конъюнктуры) и большая зависимость от импорта потребительских товаров привели к тому, что экономическое развитие регионов в большей степени стало зависеть от внешнеэкономических связей, чем от связей внутрироссийских. Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов начинают превалировать над внутренними межрегиональными связями, свидетельствует о том, что национальная экономика утрачивает основное системное свойство, а ее элементы - компании и целые территориально-производственные комплексы, в большой степени работают на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний. Более того, замена части экономических взаимодействий между регионами страны внешнеторговыми связями ведет, в условиях сокращения объема используемого пространства, к замедлению темпов экономического роста. Эти явления говорят о недостаточной разработанности соответствующих теоретических основ регионального развития, отвечающих императивам формирования открытой рыночной экономики.

В данной ситуации действенная политика государства в области усиления внутренней интегрированности региональных систем является необходимым условием экономической стабилизации и предпосылкой экономического роста в России.

1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1 Регион как часть экономического пространства

Современные теории пространственного функционирования экономики предполагают, что народнохозяйственный комплекс страны можно рассматривать в качестве экономической системы, характеризующийся, с одной стороны, целостностью экономического пространства, и с другой, возможностью выделения в нём составных элементов - регионов.

Деление макроэкономического пространства страны на регионы обусловлено тем, что оно не способно выполнить имманентные ему функции без образования дополнительных институтов - регионов, или же выполнение таковых регионами оказывается более эффективным

Региональное экономическое пространство - это составная часть единого экономического пространства в территориально-географическом плане, отличающаяся спецификой экономических и финансовых активов, географическим положением, особенностями воспроизводственного процесса в каждом регионе, обусловленными природными, ресурсными, структурно-отраслевыми и другими факторами, присущими данному региону.

Разделение территории страны на регионы по экономико-географическим, административно-территориальным или другим характеристикам во многом определяет их функции. В рамках данного исследования понимание функций региона ограничивается их экономическим содержанием.

Можно выделить два подхода к функционированию региона в макроэкономическом пространстве страны. Согласно первому подходу, каждый регион неразрывно связан с другими регионами отношениями общественного (территориального) разделения труда в единое хозяйственное целое. В рамках этой версии функционирование экономики региона в макроэкономическом пространстве страны определяется вертикальными (центр - регионы) и горизонтальными (межрегиональными) экономическими, политическими, социальными, этническими отношениями. Здесь, регион обеспечивает выполнение основной народнохозяйственной макроэкономической функции - производство продукции согласно специализации региона для нужд всего национального хозяйства. С другой стороны, современное деление страны на регионы, подразумевает, что это относительно целостная территориальная подсистема национального хозяйства, имеющая не только свою производственную специализацию, но и прочные внутренние социально-экономические связи. В этом аспекте, стратегической целью функционирования региона является реализация социально-экономических интересов населения по поводу создания системы жизнеобеспечения, направленной на рост уровня жизни. С этих позиций регион является самодостаточной функциональной единицей национальной экономики, которая организует относительно целостную региональную социально-экономическую систему при данных ресурсах и условиях хозяйствования.

Регион -- это социально-экономическая система на территории страны, отличающаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, связанная властно-управленческими началами и обеспечивающая высокую степень пространственно-временной согласованности и взаимосвязанности между системой управления и основными сферами жизнедеятельности населения данной территории. В мировой политико-государственной практике исходят из того, что регион есть самодостаточное государственно-политическое образование в том смысле, что он обладает экономическим, финансовым, социальным потенциалом, достаточным для выполнения возложенных на него законами функций, обязательств перед населением. Этот критерий не мог быть использован при создании Российской Федерации. Схема административно-территориального деления, сложившаяся в годы советской власти на основании критериев «управляемости», «подконтрольности центру», была механически перенесена в Российскую Федерацию. В результате среди 89 субъектов Федерации многие заведомо не в состоянии быть регионами в социально-экономическом смысле этого понятия. Отсюда фактическое растворение некоторых из них, растворение экономическое и социальное, в соседних экономически мощных субъектах Федерации. Поэтому укрупнение субъектов Федерации, о целесообразности которого говорится давно, на наш взгляд, облегчило бы выработку и проведение эффективной региональной социально-экономической политики. Естественно такая политика должна опираться на четко разработанную теоретическую базу, которая на сегодня представлена значительным количеством разрозненных исследований. Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и её регионов.

1.2 Формы пространственной организации хозяйства и расселения

экономический пространство регион расселение

Термин «экономическое пространство» впервые предложил немецкий экономист И. Тютен, который исследовал экономику сельского хозяйства и теорию ренты. Рассматривая понятие «экономическое пространство» следует учитывать, что его характеризуют, с одной стороны, территориальные пропорции и пространственное строение в статистическом понимании, с другой - взаимодействие территориальных частей хозяйства региона.

В экономическом пространстве существует большое разнообразие форм организации хозяйства и расселения.

Элементарный объект пространства -- локалитет -- местность ("малая территория") с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация, т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.

Промышленный узел -- это сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.

Транспортный узел -- пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) -- сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке, а также ряд других ТПК Сибири и Севера.

Агломерация -- территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения. Примерами являются Московская и Санкт-Петербургская агломерации.

Формы расселения подразделяются на городские и сельские.

Городские населенные пункты различаются прежде всего по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) -- не менее 2 тыс. чел. Большие, города имеют численность населения не менее 100 тыс. чел. (в том числе сверхкрупные -- свыше 500 тыс., крупные -- от 100 до 500). Средние города -- от 50 до 100 тыс. чел. Полусредние -- от 20 до 50 тыс. чел. Малые города -- от 10 до 20 тыс. чел.

Типы сельских поселений в большей степени, нежели городские, отражают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения, сложившийся при общинной форме землепользования. На Северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке -- лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере -- оленеводческие и охотничьи поселки.

Происходящий на протяжении нескольких веков процесс концентрации населения и производства в городах -- урбанизация -- имеет своим результатом образование систем городов, поглощающих значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

Развивающиеся города образуют агломерации. Крупнейшая в России Московская агломерация с населением свыше 10 млн. чел. включает город Москву и городские поселения, подчиненные администрации г. Москвы, в том числе город-спутник Зеленоград. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по нескольку десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и др.).

Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (процессы субурбанизации и дезурбанизации). В России эти процессы находятся пока в начальной стадии. Рассмотренные формы пространственной организации хозяйства и расселения неравномерно распределяются по территории больших стран (России, США, Канады, Бразилии, Китая и др.).

Различные части таких стран (крупные регионы) могут относиться к разным типам пространственной структуры. Для России характерны следующие типы пространственной структуры:

Очаговая и рассеянная (значительная часть европейского и азиатского Севера, а также южные регионы Сибири и Дальнего Востока, удаленные от железных дорог);

Равномерно-узловая (Центрально-Черноземный район, значительные территории других экономических районов в европейской части);

Агломерационно-узловая (наиболее промышленно развитые части Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири).

Развитие регионов меняет соотношение указанных типов пространственной структуры: уменьшается территория с преобладанием первого типа, увеличивается распространение третьего типа.

Единое экономическое пространство. Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи и т.д.).

Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные (общероссийские) рынки товаров и услуг, труда, капиталов. Неоднородное экономическое пространство.

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. В этом отношении особенно отличается Россия. Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части -- анклавы и эксклавы.

Анклав -- обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (экономическими, финансовыми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и оффшорные экономические зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности.

Эксклав -- это отделенная от основной территории страны ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область, окруженная территориями Польши и Литвы. В определенном смысле эксклавами являются объекты за границей, находящиеся в собственности, в аренде или под юрисдикцией России (территории посольств, космодром Байконур, угольные шахты на Шпицбергене и т.д.).

Резюмируя все выше сказанное, можно утверждать, что регион как территориальное образование, является достаточно сложной и сочетающей в себе множество аспектов системой, и определяет необходимость исследования основных форм региональной организации экономического пространства, что позволит сформулировать основные принципы функционирования региональных социально-экономических систем, возможные модели их структур, особенности их размещения и развития в рамках определенной территории.

1.3 Единое экономическое пространство страны

Понятие экономического пространства тесно связано с теорией размещения производства и, прежде всего классическими штандортными теориями, разработанными немецкими экономистами XIX - начала XX веков. Именно в теории размещения производства впервые экономика стала рассматриваться не как «точечная», а как «пространственная» категория. Необходимо отметить, что классические штандортные теории (основоположники: И.Тюнен, В.Лаунхардт, А.Вебер) предполагают однородность экономического пространства. Исследования зарубежных ученых в теории экономического пространства обобщены и развиты в работах российских ученых А.Я. Якобсона и В.Н.Высоцкого.

Интерес к проблемам экономического пространства в работах отечественных и зарубежных ученых позволяет констатировать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений развития теоретических и методологических аспектов этой теории, что свидетельствует об актуальности проблемы. С другой стороны, еще не выработаны единые основы, позволяющие интегрировать уже разработанные положения теории экономического пространства в целостную и стройную логическую схему. Например, отсутствует единообразное понимание категории «единое экономическое пространство». Мы попытались восполнить этот пробел и посчитали необходимым дать собственное определение этого основополагающего понятия.

Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) в работе понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.

Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.

Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой - из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.

Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

В работе выявлены и описаны интеграционные институты (организационно и законодательно оформленные) призванные способствовать развитию единого экономического пространства в России. Анализируя их эффективность, автор пришел к выводу, что до настоящего времени в стране не создано достаточно действенного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов. В связи с этим автором обоснована необходимость создания государственного института, в чьей компетенции должны находиться проблемы регулирования пространственной экономической интеграции.

Предлагаемая в работе интеграционная стратегия включает два направления: 1) концепцию снятия интеграционных барьеров (барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала между регионами страны); 2) концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий - желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНОВ РФ

2.1 Экономико-географическое положение регионов России

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются: транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети; промышленно-географическое - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз; агрогеографическое - положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции; рыночное (или сбыто-географическое) - положение относительно рынков сбыта продукции; демографическое (или демогеографическое) - положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров; рекреационно- географическое - положение относительно мест отдыха и туризма. Географическое положение включает в себя три компонента - физико-географическое положение, экономико-географическое и геополитическое положение и означает особенности положения страны на физической, экономической и политической картах мира.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на одном из первых мест в мире по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, апатитов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Основные их залежи находятся в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. В пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыты и частично разведаны свыше 300 нефтяных и газовых месторождений. По разведанным запасам и объемам добычи нефти Западная Сибирь занимает первое место в стране. Здесь добывается 70% нефти страны. Наиболее значительные месторождения нефти расположены в Тюменской и Томской областях. Выделяют два нефтеносных района - Среднеобский с месторождениями Самотлорское, Усть- Балыкское, Мегионское, Нижневартовское, Соснинско-Советское, Сургутское, Александровское, Федоровское и Шаимско-Красноленинский, который расположен в 500 км севернее Тюмени, где наиболее крупные месторождения - Шаимское и Красноленинское.

На территории Западной Сибири расположены и основные запасы газа страны. Из них более половины находится на Тюменском севере, преимущественно в трех газоносных областях. Наиболее крупные месторождения - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское - открыты в Надым-Тазовской газоносной области на севере Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иваньковское месторождения природного газа. Важное значение придается освоению месторождений газа полуострова Ямал. Добыча газа осуществляется в неблагоприятных климатических условиях Заполярья. Волго-Уральская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию между Волгой и Уралом и включает территорию Татарстана и Башкортостана, Удмуртской Республики, а также Саратовскую, Волгоградскую, Самарскую, Астраханскую, Пермскую области и южную часть Оренбургской. Наиболее крупные месторождения нефти - Ромашкинское, Альметьевское, Бугуруслан а Татарстане, Шкаповское, Туймазинское, Ишимбаевское в Башкортостане, Мухановское в Самарской области, Яринское в Пермской области и др. Нефть провинции отличается повышенной сернистостью, большим содержанием парафина и смол, что осложняет переработку и снижает качество продукции. Велики запасы природного газа на Урале - Оренбургское и Астраханское месторождения. Запасами природного газа в Поволжье располагают Саратовская и Волгоградская области. Открыты месторождения газа в Калмыкии. Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию Республики Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области. Месторождения расположены не только в континентальной области, но и на острове Колгуев, на шельфе Баренцева и Карского морей, вплоть до северных оконечностей Новой Земли. В этой провинции открыто более 70 нефтяных, газоносных и газоконденсатных месторождений. Нефть северных месторождений легкая, малосернистая, парафинистая с высоким содержанием бензиновых фракций. Наиболее крупные месторождения нефти: Усинское, Возейское, Ярегское, Ухтинское, Пашнинское, Харьягинское, Шапкинское и др. Крупные месторождения газа - Вуктыльское, Василковкое, Вой-Вожское, Джеболское. Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территории Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестана, Адыгеи, Ингушетии, Кабардино-Балкарской и Чеченской республик. Нефтегазоносные области Восточной Сибири охватывает территорию Красноярского края, Иркутской области. Крупнейшим газонефтяным месторождением Восточной Сибири является Марковское, а месторождениями газа - Пелятинское, Криволукское и Ярактинское. На Дальнем Востоке наиболее крупные месторождения нефти находятся на Сахалине (Эрри, Оха и др.) В бассейне р. Вилюя на территории Республики Саха (Якутия) - Усть-Вилюйское, Средне-Вилюйское, Мастахское.

Перспективы освоения нефтяных ресурсов связаны также с освоением небольших запасов нефти в центральных районах европейской части страны. Россия занимает по разведанным запасам угля 3-е место в мире (182 млрд т), уступая США (445 млрд т) и Китаю (272 млрд т). Кузнецкий бассейн находится на территории Кемеровской области. Балансовые запасы угля составляют 600 млрд т. Угли бассейна имеют относительно невысокую зольность, низкое содержание серы, фосфора. По запасам мощности и качеству углей Кузнецкому бассейну принадлежит одно из первых мест среди угольных бассейнов мира. Основными потребителями кузнецких углей являются Урал, Центр, Поволжье.

Канско-Ачинский буроугольный бассейн расположен на территории. Красноярского края Восточной Сибири и Кемеровской области Западной Сибири. По запасам железных руд Россия занимает ведущее место в мире.

Балансовые запасы страны составляют 55,6 млрд т. Оценочная их стоимость составляет почти 2 трлн долл. США. Железорудные ресурсы неравномерно размещены по территории России. 79%, или 44 млрд т, балансовых запасов железных руд приходится на Европейскую часть страны и Урал. Наибольшие разведанные запасы сосредоточены в Центральном Черноземье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири.

Месторождения Урала тянутся широкой полосой с севера на юг параллельно Уральскому горному хребту. Они размещены на территории Свердловской, Пермской, Челябинской и Оренбургской областей. Балансовые запасы железных руд на Урале составляют около 14 млрд т, что составляет 16,7% общероссийских балансовых запасов железной руды. А также много других месторождений с различными полезными ископаемыми.

2.2 Динамика основных социально - экономических показателей

Функционирование экономики региона в макроэкономическом пространстве страны определяется вертикальными (центр - регионы) и горизонтальными (межрегиональными) экономическими, политическими, социальными, этническими отношениями, а также устойчивыми внутренними социально-экономическими связями. Для оценки динамики региональных процессов в рамках пространственной парадигмы формирования социально ориентированного рыночного хозяйства реализован кластерный подход к отбору групп показателей, отражающих многокритериальность социально-экономических преобразований.

Для анализа динамики социально - экономического положения районов РФ я взяла такие показатели как валовой региональный продукт (ВРП), объем инвестиций в основной капитал, денежные доходы населения, официально зарегистрированные в органах занятости как безработные и потребность предприятий и организаций в работниках, заявленная в органы государственной службы занятости, а также уровень смертности и рождаемости.

Валовой региональный продукт - результирующий показатель экономического развития региона. По экономическому содержанию он представляет собой конечный результат деятельности производителей резидентов региональной экономики.

Учитывая современную статистическую базу, где важнейшими показателями уровня национального производства является объем валового внутреннего продукта (ВВП), а для регионов - объем валового регионального продукта (ВРП) необходимо проводить анализ территориальной структуры ВВП, а также анализ более длинных динамических рядов по отраслям производства, прежде всего по важнейшей части «реального» сектора - промышленности. Анализ Таблицы 1 и рисунка1 показывает изменения территориальной структуры суммарного ВРП. Более половины дают три эк. Района - Центральный, Уральский, Западно-Сибирский). Пользуясь таблицей 1 посчитаем темпы роста и прироста за период с 2009 года по 2013 год, удельный вес валового регионального продукта каждого экономического района РФ за 2013.

Рисунок 1. Удельный вес Валовой региональный продукт за 2013.

Таблица 1. Валовой региональный продукт экономических районов РФ(в текущих основных ценах), млн.руб.

Экономические районы

Российская Федерация

Центральный район

Северо-западный район

Северный район

Центрально-Черноземный район

Волго-Вятский район

Поволжский район

Северо-Кавказский район

Уральский район

Западно-Сибирский район

Восточно-Сибирский район

Дальневосточный район

Проведя анализ динамики уровня ВРП необходимо сделать следующий вывод, что уровень ВРП в каждом регионе в период 2004-2009 годы имел тенденции к увеличению, единственное отличие в том, что в Центральном районе эта величина превышает остальные, что может быть связано с нахождением в данном экономическом районе столицы.

Также делая анализ по социально - экономическому положению районов нельзя не учитывать такой основной показатель как состояние населения, т.е. естественный прирост, безработица и уровень рождаемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективы сближения экономических районов по социально - экономическим показателям во многом зависит от их общей государственной политики с центра, хотя в теории это легко описывается на практике оно не реализовано даже на половину. Существуют также специальные Программы по таким направлениям и перспективам сближения, которые также не реализуются, потому что каждый регион в зависимости от своей конкурентоспособности и развитости отличается от других, создавая при этом неоднородность экономического пространства. В данной ситуации желательно бы комплексное развитие. Подразумевая под комплексностью связанность, сбалансированность и пропорциональность функционирования региональной экономики, важно выделить следующие основные балансовые соотношения и пропорции, которые должны иметь место в региональном экономическом пространстве: баланс между наличием трудоспособного населения и числом занятых в экономике региона, баланс спроса и предложения на товары массового потребления и услуги населению, баланс расходов и доходов населения, пропорциональность между основным производством и обслуживающей его производственной инфраструктурой, пропорция между численностью населения и объемом услуг непроизводственной сферы, пропорция между ассимилятивными способностями окружающей среды и объемом выбрасываемых в окружающую среду загрязняющих отходов производства, пропорция между объемом перерабатываемых минерально-сырьевых ресурсов и объемом подготовленных к обработке запасов минерального сырья, а также разведанных минерально-сырьевых ресурсов, баланс между необходимым количеством финансовых ресурсов и их наличием, пропорция между уровнем дохода на душу населения и прожиточным минимумом и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993г. [Электронный ресурс] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998г. №145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля 1998: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998г.: (ред. от 06.12.2007) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / Е.В. Вавилова. - М.: КноРус, 2011. - 224с.

4. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учеб. пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова.-2-изд., перераб.и доп. - М.: КноРус, 2011. - 72с.

5. Региональная экономика: электрон. учебник. Рекомендовано УМО / К. Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А. В. Янгиров, Р.Р. Ахунов. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2009. электрон. опт. диск (CD-ROM)

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/

7. Нормативные акты, материалы по региональным бюджетам РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.budget rf.ru/

8. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.minfin.ru/

9. Официальный сайт Федерального казначейства [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.roskazna.ru/

10. Толковый словарь экономических терминов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://invest.blees.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы исследования социально–экономического развития регионов России. Основные теории и тенденции развития, анализ различия основных показателей и динамики экономических показателей регионов, перспективные направления их развития.

    научная работа , добавлен 27.03.2013

    Анализ современной динамики региональных процессов в России. Причины дифференциации развития регионов. Определение основных направлений развития единого экономического пространства государства. Выравнивание социально-экономического развития регионов.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Анализ показателей социально-экономического развития субъектов страны как индикаторов и детерминант экономического роста. Методы исследования дифференциации и конвергенции регионов России и стран ЕС. Построение безусловных моделей b-конвергенции.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2016

    Процессы модернизации российской экономики и переход к инновационному социально ориентированному типу развития. Особенности экономического неравенства российских регионов. Дифференциация регионов по доходам населения. Данные о пенсионном обеспечении в РФ.

    статья , добавлен 07.08.2017

    Региональные аспекты становления рыночной экономики в России. Рейтинговые сравнения социально-экономического развития как методика оценки положения регионов в Российской Федерации. Анализ данных оперативной статистики Госкомстата России за 2004-2010 гг.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Государственное регулирование социально-экономического развития РФ. Формирование программ социально-экономического развития регионов России. Механизмы регионального регулирования экономики на примере Северо-запада Сибири и Дальнего Востока в 2010 г.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2013

    Сущность и характеристика методов типологизации регионов. Пути решения региональных социально-экономических проблем. Различия в уровнях экономического развития территорий. Приоритеты регионального развития, типологизация регионов как объектов управления.

    реферат , добавлен 14.01.2011

    Понятия и причины перехода экономических регионов в депрессивное состояние, методы и критерии их выделения. Типология депрессивных регионов России. Пути преодоления кризиса и перспективы развития депрессивных регионов; зарубежный опыт форм их поддержки.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Обобщение теоретических основ прогнозирования развития региона. Рассмотрение правовой основы прогнозирования социально-экономического развития субъектов Федерации. Определение основных проблем ее функционирования и предложение вариантов их решения.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Стратегия социально-экономического развития регионов. Субъекты и объекты государственной политики в области. Анализ теоретического и практического опыта регулирования развития регионов в современных условиях. Проблемы и стратегические цели в России.

Установление единого экономического пространства рассматривается как один из элементов конституционно-правового регулирования экономической системы.

Отметим, что начало реформ в России совпало с распадом единого экономического пространства СССР, упразднением союзного командно-административного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи. Кардинальное изменение геополитических и геоэкономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания.

Установление единого экономического пространства на всей территории современной России (статья 74 Конституции Российской Федерации) представляется и как одна из основ экономического строя, без которой невозможно вести речь о создании единой экономической системы суверенного федеративного государства, коим является Российская Федерация. В качестве принципа регулирования экономических отношений и экономической деятельности данный принцип означает следующее.

Конституционное право запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного развития хозяйства, перемещения товаров, услуг, финансовых средств, о чем свидетельствуют и решения Конституционного Суда РФ. Подобные ограничения могут устанавливаться только федеральными законами в строго определенных законом условиях чрезвычайного и военного положения, введения карантина и других мер в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Режим единого экономического пространства включает в себя и систему налогообложения, и объявление рубля в качестве основной денежной единицы в РФ.

Одной из форм ограничения свободы экономической деятельности является установление государством квот или запрета на конкретные виды продукции или виды предпринимательства. К сожалению, далеко не все подобные ограничения представляются оправданными. Например, принцип единства экономического пространства России предполагает равенство возможностей ведения предпринимательской деятельности на всей ее территории. Вполне очевидно, что при наличии достаточных оснований законодатель вправе установить в этой области ряд ограничений. Плохо, однако, когда основания устранены, а ограничения остаются.

В течение трех с лишним лет на контроле у Уполномоченного по правам человека в РФ находился необычный вопрос о таможенном регулировании внутри России, а именно на территории Чеченской Республики. Впервые в поле зрения Уполномоченного этот вопрос попал в связи с поступлением ряда жалоб на запрет ввоза в Чеченскую Республику товаров иностранного происхождения. Указанный запрет был установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 5 ноября 1999 г. № 1223 в связи с проведением на территории этой республики контртеррористической операции. Конституционность указанного постановления была проверена Конституционным Судом, который Определением от 16 января 2007 г. № 22-О отказал в принятии к рассмотрению соответствующего запроса Народного Собрания Чеченской Республики. Конституционный Суд счел, что, вводя запрет на ввоз иностранных товаров, Правительство России преследовало законные цели и действовало в пределах своей компетенции, а запрет как форма ограничения свободы экономической деятельности был соразмерен обстановке, существовавшей в момент его введения. Вопрос же о том, насколько актуальными оставались мотивы и цели введения запрета, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не входил в его компетенцию.

Не вполне удовлетворившись таким исходом, Уполномоченный обратился к Председателю Правительства России с просьбой поручить рассмотреть вопрос о возможности отмены упомянутого запрета. При этом Уполномоченный подчеркнул, что контртеррористическая операция почти завершена, положение в Чеченской Республике стабилизируется, в связи с чем права граждан на возвращение к месту прежнего проживания и на свободное занятие экономической и иной не запрещенной законом деятельностью не должны ограничиваться. Обращение Уполномоченного к Председателю Правительства было передано на рассмотрение в Федеральную таможенную службу. Федеральная таможенная служба предложение Уполномоченного об отмене запрета на ввоз иностранных товаров в Чеченскую Республику поддержала, но помочь в этом не смогла, сославшись на то, что отмена постановления Правительства Российской Федерации находится в компетенции Правительства. Получив такой ответ, Уполномоченный по правам человека в РФ повторно обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с тем же предложением.

В начале 2010 г. запрет на ввоз товаров иностранного производства на территорию Чеченской Республики был, наконец, отменен. Эта несколько припозднившаяся мера, по мнению Уполномоченного по правам человека в РФ, должна способствовать обеспечению свободы экономической деятельности на территории республики.