Понятие эмиссионных банков. Центральный (эмиссионный) банк Эмиссионный банк

25.10.2023 Инвестиции

Эмиссионные банки . Современное меновое хозяйство в силу обширности своего оборота не может довольствоваться тем количеством денежных знаков, что оно получает от перечеканки металла в монету

Потребность в платежных средствах удовлетворяется путем выпуска в обращение особого рода беспроцентных кредитных обязательств, обмениваемых на металл по предъявлению, обычно выписанных в круглых суммах и оплачиваемых всякому держателю. Банки, имеющие право выпуска таких кредитных обязательств, обычно носящих название банкнот, именуются эмиссионными. Первым по времени возникновения в настоящее время Эмиссионным банком может быть признан Стокгольмский банк Пальмструка, учрежденный 30 ноября 1656 г. Сперва он, как и существовавшие до него Венецианский, Гамбургский и Амстердамский банки, вел главным образом расчетные операции (жиро), но с 1661 г. приступил по проекту графа Магнуса Делагарди к выпуску банкнот, которые он авансировал казне в виде ссуды. В 1694 г. возникает Английский банк, а в 1695 г. — Шотландский банк. В 1716 г. Джон Ло добивается во Франции разрешения организовать Королевский банк. Он усиленно ссылался на пример Швеции в своих докладах об образовании Эмиссионного банка. В 1765 г. Фридрих Великий основал. Королевский заемный и жиробанк. В 1768 г. в Москве и Петербурге организованы были Ассигнационные банки. Крах Королевского банка во Франции и неудача Шотландского банка, затруднения Шведского государственного банка приостановили дальнейшую организацию Эмиссионного банка. В конце XVIII в. возникают Учетная касса в Париже (1776 г.) и банк святого Карла в Испании (1782 г.). Второй период организации Эмиссионных банков начинается с устройства Наполеоном I Французского банка в 1800 г. Затем возникают: Нидерландский банк в 1814 г., Национальный австрийский банк в 1816 г., Государственный норвежский в 1816 г., Национальный датский банк в 1818 г., Польский банк в Варшаве в 1828 г. В Соединенных штатах Северной Америки дважды создавали центральные Эмиссионные банки. Первый центральный Эмиссионный банк Штатов был учрежден в 1791 г. Он существовал до 1811 г. Через пять лет, в 1816 г., был организован второй центральный Эмиссионный банк Соединенных штатов Сев. Америки, просуществовавший до 1836 г. Опыты европейских стран и опыт Соединенных штатов Сев. Америки послужили примером для всех стран, позднее вступивших в меновое хозяйство. Страны Южной Америки и Азии, по мере вхождения в сферу мирового хозяйства, были вынуждены приступить к организации Эмиссионных банков за счет своих или иностранных капиталов. Мексика, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Турция и все балканские страны создают Эмиссионные банки. В колониях европейские государства приступают к организации колониальных Эмиссионных банков. Первой на путь создания колониальных Эмиссионных банков вступила Голландия, учредившая: в 1827 г. Яванский банк, существующий и до настоящего времени. Во французских колониях в Алжире, Мартинике, Гваделупе, французской Гвиане и Индокитае уже с давних пор существуют Эмиссионные банки. Даже маленькие европейские колонии, как голландская Гвиана, имеют свой Эмиссионный банк — Суринамский банк. Остров св. Фомы, затерянный среди Малых Антильских, пока он был датским владением, имел свой Эмиссионный банк. Перед войной в 48 государствах существовали Эмиссионные банки. Во время мировой войны и последовавших экономических потрясений были ликвидированы старый русский Государственный банк, Австро-венгерский банк, переорганизован Германский банк. В новых государствах, возникших после мировой войны, и в колониях для упорядочения денежного обращения возникла острая потребность в организации Эмиссионных банков. В целом ряде стран Эмиссионные банки были организованы вновь. Так возникли Государственный банк СССР, Польский банк (1924 г.), Национальный австрийский банк (1922 г.), Эстонский банк (1919 г.). Государственный латвийский банк (1922 г.). Сербский банк реорганизован в Национальный банк королевства сербов, кроатов и словаков (1920 г.). Свободный город Данциг дал привилегию на организацию Эмиссионного банка. Перу реформировало постановку эмиссионного дела путем создания в 1922 г. Центрального резервного Эмиссионного банка. Также по образцу С.-а. Соединенных Штатов провел реформу эмиссионных учреждений Южно-африканский союз, учредив в 1921 г. Южно-африканский резервный банк. В Бразилии исключительное право эмиссии банкнот в 1923 г. было передано Бразильскому банку. В ближайшем будущем будет организован ряд колониальных Эмиссионных банков (во Франции готовят проект Мадагаскарского банка). В Колумбии организован центральный Эмиссионный банк, носящий название Республиканского банка. В самом конце 1925 г. мексиканское правительство опубликовало закон об организации Мексиканского банка, который должен быть центральным Эмиссионным банком Мексики. Ввиду того обстоятельства, что создание орудий платежа по своим экономическим и юридическим последствиям очень близко к монетной регалии, и ввиду того, что выпуск банкнот может создавать возможность к получению исключительных доходов, а в то же время выпуск излишнего количества банкнот может вызвать громадные перевороты в народном хозяйстве, организация Эмиссионного банка происходит с особого разрешения государственной власти в форме дачи привилегии на выпуск банкнот банку при совершении им кредитных операций. Полная свобода Эмиссионных банков существовала в Шотландии в течение почти целого века, во Франции во время Директории, в Англии, вне Лондона, до 1844 г. В С.-а. Соединенных Штатах между 1836 и 1863 гг. создание Эмиссионных банков регламентировано местными законодательствами отдельных штатов. Из них в Род-айленде (Rhode Island) всем было предоставлено право устраивать Эмиссионные банки. В настоящее время везде право на производство эмиссионных операций считается исключительным правом государства, которое может осуществлять его непосредственно или в форме особых правительственных установлений, производящих эмиссионную операцию (Федеральные казначейства в С.-а. соединенных штатах, федеральное казначейство Канады, Экспедиция заготовления государственных кредитных билетов в России в 1843 — 1855 гг., Банковское отделение министерства финансов Чехии, Национальное эмиссионное установление Венгрии), или в форме государственных банков, или предоставлять право эмиссии полугосударственным смешанным акционерным банкам (Мексика), или совершенно частным банкам (Англия).

Возникновение Эмиссионных банков, прежде всего, было выгодно и удобно торговому капиталу. Пропаганду по созданию в стране Эмиссионных банков всегда и везде вел торговый капитал. Создание Эмиссионных банков увеличило возможности быстрого оборота товаров и увеличивало возможность быстрого роста капиталов буржуазии. Земельная аристократия и в некоторых случаях крестьянство всячески боролись против Эмиссионных банков. Английский банк теснейшим образом связан с победой буржуазии над феодальной реакцией во время революции 1688 г. В глазах Тори он был всегда одиозным учреждением; они примирились с ним только тогда, когда акт Роберта Пиля связал ему руки. В Швеции в XVII в. крестьянство было крайне резко настроено против Эмиссионных банков; в С.-а. соединенных штатах два первых центральных банка погибли в силу той причины, что земледельческие группы были против них. Пока в отдельных районах страны существует экономическая самостоятельность и пока торговый капитал может, опираясь на местные ресурсы, увеличивать размеры своих прибылей, существует стремление предоставить эмиссию большому количеству местных Эмиссионных банков. Одновременно целому ряду банков на совершенно равных началах предоставляется право эмиссий банкнот. Наиболее цельно идея децентрализации Эмиссионных банков была выражена в законе Нью-Йоркского штата Сев. Америки, разрешившем свободное учреждение Эмиссионных банков всякому физическому или юридическому лицу. На той же идее неограниченного числа Эмиссионных банков было построено законодательство о национальных банках по федеральному закону 1863 г. Ту же идею в первоначальное устройство своих банков вложили Канада, Япония и Аргентина. Во Франции до 1848 г. рядом с Французским банком существовали департаментские банки, организованные по одинаковым с ним уставам. В Швеции с 1824 по 1904 г. рядом с центральным государственным банком существовали частные Эмиссионные банки. Централизация экономической жизни страны заставляет отказаться сперва от идеи полной свободы в организации Эмиссионных банков, а затем повелительно требует объединения эмиссии банкнот или в небольшом количестве банков (Северо-американская система резервных банков) или в передаче права эмиссии одному центральному банку. Являясь результатом централизации хозяйственного строя, центральный Эмиссионный банк усиливает дальнейшее объединение экономической жизни. Наиболее отчетливо все этапы развития Эмиссионных банков прошла Швейцария. Первый Эмиссионный банк возник в кантоне Сэн-Галл в 1836 г. Затем каждый кантон создавал свой Эмиссионный банк сообразно им выработанным условиям. В 1881 г. появилось первое федеральное законодательство, ставившее себе задачей объединить устройство Эмиссионных банков в отдельных кантонах по одному образцу. В 1907 г. федеральное правительство создало Центральный Эмиссионный банк, заменивший 37 кантональных банков. Сохранение в начале XX в. в Англии и Германии Эмиссионных банков рядом с центральными банками, сосредоточивающими в своих руках подавляющую часть эмиссии, представляло пережиток эпохи децентрализации Эмиссионных банков. Децентрализация эмиссии сохранилась в Соединенных штатах, где до реформы 1913 г. было 7.145 национальных банков, производящих выпуск банкнот. Во время кризиса 1907 г. выяснилась со всей очевидностью слабость системы децентрализации. Реформой 1913 г. С.-а. соединенные штаты пошли также по пути объединения эмиссии. В настоящее время по закону от 23 декабря 1913 г. организовано 12 федеральных резервных банков, действующих каждый в своем районе. Капиталы федеральных резервных банков образуются из взносов банков, примыкающих к резервному банку. Во главе всей системы федеральных резервных банков стоит Федеральный резервный комитет с задачей руководить эмиссией федеральных резервных банкнот, формировать правления 12 банков, координировать их работу, контролировать и ревизовать их деятельность, наблюдать за сохранностью золотых запасов, согласовать учетные ставки, устанавливаемые отдельными резервными банками. При комитете имеется Федеральный совещательный совет, в который входят представители 12 банков. Каждый из 12 федеральных банков является вполне самостоятельным и независимым. Центральные Эмиссионные банки легче справляются с неизбежными в меновом хозяйстве кризисами. Они могут быстро, при поддержке государства, пойти на борьбу с неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, в то время как мелкие и децентрализованные Эмиссионные банки с трудом координируют свои действия. Отсутствие единства действия, отсутствие единства поставленных задач, проявление ничем неустранимого эгоизма приводит, как доказал особенно опыт С.-а. соединенных штатов во время кризиса 1907 г., к значительному потрясению хозяйственной жизни, хотя нельзя скрывать, что централизация эмиссионного дела в одном банке приводит к централизации кредита в месте расположения центрального Эмиссионного банка. Часто случается, что наибольшую кредитную помощь получает тот район, где находится правление центрального Эмиссионного банка. Центральные банки очень неохотно шли на развитие сети своих филиальных учреждений. Французский банк открывал отделения только после настойчивых требований местных торговых и промышленных кругов и только тогда, когда открытие отделения делалось для него обязательным по новой конвенции с государством. Еще большее количество споров существует в банковской литературе вокруг вопроса о государственных или частных банках. Буржуазные теоретики середины XIX в. усиленно доказывали, что только частный Эмиссионный банк может надлежащим образом наладить денежное обращение, что всякий государственный Эмиссионный банк будет всегда менее способен создавать благоприятные условия для развития народного хозяйства. Когда местный денежный капитал был достаточно силен, он брал на разных условиях (без содействия государства в Англии, с содействием государства во Франции, Бельгии, Германии) организацию Эмиссионного банка. В тех же случаях, когда местный денежный капитал был слаб и брать на себя риск создания Эмиссионного банка не мог, то по его настоянию государство организовывало Эмиссионный банк за счет средств, собранных с налогоплательщиков (Швеция, до революции Россия, Финляндия, Болгария, Урагвай). В конце XIX в. буржуазные теоретики за границей и в России особенно выдвигали идею автономности центрального эмиссионного института. Автономность Эмиссионных банков в устах большинства писавших сводилась к освобождению Эмиссионных банков от влияния тех социальных групп, в руках которых находилось распоряжение средствами банка. В России промышленная и торговая буржуазия, проводя идею автономности, желала вырвать банк из рук полуфеодального царского правительства. Французская и германская буржуазия совершенно спокойно относилась к внешней зависимости французского и германского банков от государственной власти ввиду того, что они всегда были вполне уверены, что при распределении средств банка им обиды не будет. В экономически зависимых странах встречаются Эмиссионные банки, вполне независящие от местной государственной власти. Иногда Эмиссионные банки организуются по законам других стран. Ионийский банк в Греции — обычный английский акционерный банк, Оттоманский банк Турции — франко-английская акционерная компания, Имперский персидский банк — английская компания, Русско-азиатский банк был Эмиссионным банком в Китае. Правление Абиссинского банка находится в Каире, а управляющий Национальным египетским банком должен входить в состав правления Абиссинского банка как председатель. Политическая и экономическая зависимость современной Германии особенно резко выражена в факте введения в правление реорганизованного Германского банка иностранных членов, согласно плану Дауэса, и установлении должности комиссара репарационной комиссии при банке. Контроль над Эмиссионным банком дает возможность путем кредитной политики направить ход развития народного хозяйства по тому пути, который будет выгоден тем, у кого в руках будет влияние на денежное обращение. Контроль над Эмиссионным банком может быть изъят из рук местной власти, но без бюджетных средств местной государственной власти нельзя поставить хорошо устроенного Эмиссионного банка. Свободные средства государства всегда и везде являются основной базой для Эмиссионного банка. Первый эмиссионный Шведский банк Пальмструка был кассиром государства по таможенным налогам. Путем медленной эволюции выработалось обыкновение в Англии все свободные ресурсы Гос. казначейства хранить в Английском банке. Классическая постановка объединения средств Эмиссионного банка со свободными средствами Государственного казначейства была достигнута впервые в 50-х годах XIX В. в Бельгии, где при организации Национального бельгийского банка Эмиссионный банк явился официальным кассиром государства. Гибель второго Эмиссионного банка С.-а. соединенных штатов произошла вследствие отказа правительства помещать свободные средства государства на счета банка. Главная сила русского дореволюционного Государственного банка была в хранении у него свободной наличности Государственного казначейства. Ныне уставы Эмиссионных банков почти всегда предусматривают хранение свободных средств государства. Варьируется вопрос только в пределах платности или бесплатности исполнения казначейских обязанностей. В уставе Национального швейцарского банка сказано, что он безусловно хранит средства Союза. Новый Мексиканский банк за исполнение казначейских обязанностей государственного кассира будет получать вознаграждение. Устройство Эмиссионных банков по североамериканскому образцу резервных банков также предполагает передачу им свободных ресурсов казначейства. Резервные банки Сев.-ам. штатов, Перу, Южно-африканского союза тесно связаны с Государственным казначейством. Одна из причин, почему не могли и не могут вырасти в большие Эмиссионные банки — банки типа Оттоманского банка, Имперского персидского банка, Лондонского и Мексиканского банка, Ионийского банка, Русско-азиатского банка, Гонконг-шанхайской корпорации — заключается главным образом в том, что, получив право выпуска банкнот, они не получили возможности сделаться хранителями бюджетных средств той публичной власти, что дала им право выпуска банкнот. Если к ним и поступают средства государства, то только частично. А наилучшая постановка Эмиссионного банка возможна только тогда, когда все публичные ресурсы служат опорой правильной постановки выпуска банкнот. Кассовые средства государства для Эмиссионного банка более важны, чем собственный капитал банка. Собственный значительный капитал для Эмиссионного банка не является необходимостью, в особенности в случае принадлежности банка государству. Долго высказываемая теоретическая истина впервые была подтверждена на практике Австралийским банком. Банк создан государством в 1901 г. Было предположено собрать капитал для него путем выпуска облигаций, но капитал до сих пор не собирался. Американские резервные банки при балансе в 11 млрд. долл. имеют основных и резервных капиталов всего только 334 млн долл. Ничтожное значение собственных капиталов в Эмиссионном банке служит ясным показателем, что без особых жертв со своей стороны небольшая группа лиц, вложившая средства в акционерный капитал Эмиссионного банка, может спокойно получать дивиденды за счет всего народного хозяйства, оперируя главным образом казначейскими ресурсами. Чем больше Государственное казначейство связано с Эмиссионным банком, тем больше органическая связь между его администрацией и правительством. Если частный банк делается казначеем государства, то государство, передавая ему свои средства для операции, осуществляет над Эмиссионным банком контроль в виде своего комиссара с правом вето (Австрийский национальный банк), в виде назначения членов правления (целый ряд банков), в виде назначения управляющего и его ближайших помощников (Франция, Германия до войны, Япония и др.). В этом случае получается частный банк с государственным управлением. Отсутствие внешней связи между управлением Английского банка и английским правительством объясняется долговременным сходством интересов акционеров и правительства. В новых уставах влияние правительства на состав управления в той или другой форме всегда осуществляется. Совершенно свободны от влияния правительства только те Эмиссионные банки, которые не претендуют быть кассирами государственных средств. В акционерных Эмиссионных банках в отношении передач акций существуют различные правила. Акции банка могут быть только именные (Япония), акции банка не могут принадлежать иностранцам, при американской системе резервных банков акционерами могут быть только кредитные учреждения, удовлетворяющие определенным условиям. От акционера Эмиссионного банка обыкновенно требуется полная уплата акции. Некоторые уставы допускают частичную оплату. Часто главным акционером является государство (новый Мексиканский банк, где государству принадлежит 51 % акций). Общие собрания в акционерных Эмиссионных банках обычно имеют ограниченные права. В них с решающим правом голоса допускаются только наиболее крупные акционеры (Франция). Обычно собрание акционеров заслушивает отчет и выбирает ревизионный орган (ревизионную комиссию, комиссию цензоров и т. п.). В акционерных Эмиссионных банках полученная прибыль делится с государством. Система дележа прибыли между государством и акционерами очень разнообразна. Если государство прямо не участвует в прибылях частного Эмиссионного банка, то доход государства от банка получается косвенным путем. Эмиссионные банки предоставляют государству аванс или из расчета по очень пониженному проценту, или совершенно беспроцентно. Перед войной Французский банк предоставлял государству беспроцентный аванс в размере 200 млн фр. и платил 1 / 7 часть дохода от продуктивных обращений при учетной ставке в 3,5 % и 1 / 6 часть при учетной ставке в 4 % и выше. По уставу Мексиканского банка предположено следующее деление прибыли: 10 % в резервный фонд, пока он не достигнет 100 % основного капитала, затем 6 % на капитал. После вычета этих двух отчислений 50 % остатка идет в пользу государства, 10 % служащим, 5 % директорам, 35 % могут быть выданы в виде дополнительного к 6 % дивиденда. Право на производство выпуска банкнот делает для Эмиссионных банков менее нужными, чем для других банков, «чужие деньги». Ограничение в сфере размещения свободных средств, которое налагается уставами на Эмиссионные банки, приводит к тому, что Эмиссионные банки почти не платят процентов по вкладам. В некоторых уставах Эмиссионных банков запрещается прием капиталов с условием платежа процентов по нему. Во многих случаях, когда устав допускает принятие вкладов с уплатой по ним процентов, банки сами отказываются от процентных вкладов, сознавая, что необходимость платить проценты заставит их в их деятельности далеко уйти от настоящей дороги Эмиссионных банков. Основная задача Эмиссионных банков — регулирование денежного обращения, облегчение условий платежа и развитие путем кредита производительных сил страны. Из этого вытекает эмиссионная операция. Постановка эмиссионной операции в разных банках различна (см. ст. Банкнота). Если есть страны с совпадающими нормами по постановке эмиссионных операций, то на практике получается беспредельное различие. Эмиссионная практика должна считаться с конкретными условиями не только данной страны, но и данного момента. При выпуске банкнот Эмиссионный банк стремится удержать размен банкнот на металл; в крайности — удержать банкноты на определенном паритете. Для обеспечения размена и поддержания вексельного курса Эмиссионному банку предоставляется право на производство всякого рода операций по покупке и продаже, приему в залог золота. Из этого уже следует необходимость предоставления Эмиссионным банкам права на все операции по продаже и покупке тратт и чеков, иностранных банкнот и других платежных иностранных обязательств. Эмиссионному банку обыкновенно предоставляется право на производство учета краткосрочных векселей, выдачу ссуд под ценные бумаги, выдачу ссуд под драгоценности (бриллианты и серебро), открытие текущих счетов под обеспечение, прием вкладов срочных и бессрочных, оплачиваемых и неоплачиваемых, производство расчетов между своими клиентами, различные операции по инкассированию, выдачи чеков, аккредитивов, продажи и покупки за свой счет и на комиссионных началах ценных бумаг, приобретение которых допущено уставом банка, оплаты купонов процентных бумаг. Операция по концентрации золота в Эмиссионных банках привела к тому, что в настоящее время везде, где существуют Эмиссионные банки, в их распоряжении находится почти весь запас золота, принадлежащий данному народному хозяйству. По накопленным запасам на первом месте стоят 12 федеральных резервных банков: С.-а. соединенных штатов (13.995 млн зол. фр.), Французского банка (5.548 млн зол. фр.), Английского банка (3.605 млн зол. фр.). Дальше по запасам золота стоят: Японский, Голландский, Итальянский банки, Национальный швейцарский и Испанский, Германский, Русский государственный, Шведский. Свыше половины запасов золота сосредоточено в федеральных резервных банках С.-а. соединенных штатов; свыше четверти мировых золотых запасов — в руках Английского и Французского банков, немного меньше четверти мировых запасов золота приходится на Эмиссионные банки восьми названных стран. У остальных банков имеется в их распоряжении запас золота, составляющий не более одной десятой части всех имеющихся у Эмиссионных банков запасов золота. Из операций особенное значение для народного хозяйства имеет право Эмиссионных банков на операции с иностранной валютой и иностранными девизами. Являясь центром продажи и покупки иностранной валюты, Эмиссионные банки регулируют производство международных расчетов и благодаря своему положению могут выравнивать баланс платежей и требований, устраняя этим резкие колебания вексельных курсов, внося платность и устраняя толчки, вредно отражающиеся на хозяйственной жизни. Перечень операций, разрешенных или запрещенных Эмиссионным банкам, в разных уставах Эмиссионных банков разнообразен. В некоторых случаях сила традиций действует более внушительно, чем нормы, записанные в устав. Основная идея деятельности Эмиссионных банков состоит в том, что его актив должен быть быстро реализуем, что Эмиссионные банки во всякое время должен суметь извлечь размещенные средства из оборота. Поэтому операции по долгосрочному финансированию промышленности, внешней торговли, сельского хозяйства не могут входить в задачу Эмиссионных банков. Однако французским колониальным Эмиссионным банкам удалось очень удачно соединить банкнотную эмиссию с финансированием сахарных плантаций. Эмиссионным банкам в колониях и странах с слабо развитой хозяйственной жизнью приходится далеко отступать от чистоты принципов, выработанных в странах старого капитализма. Борьба между денежным капиталом и аграрными группами в Европе выражается в требовании от Эмиссионных банков уделять значительную часть своих средств кредитованию сельского хозяйства. Если часто землевладельцы непосредственно получают отказ, то косвенно все же Эмиссионные банки делают им уступки. Так, во время банковской анкеты 1907 г. в Германии Германский банк облек свою уступку аграриям в форму широкой выдачи авансов по закладным листам. Расширив рынок закладных листов, он дал возможность ипотечным банкам дать более широкое развитие их деятельности. Принимая в залог акции и облигации промышленных предприятий, а также акции и облигации финансирующих промышленность банков, Эмиссионный банк направляет свои средства в промышленность. Во многих уставах Эмиссионных банков нередко установлены формальные признаки в отношении как клиентов, так и документов и товаров, с которыми может производить операции Эмиссионный банк. Так, для товаров устанавливается принцип национального происхождения. Эмиссионный банк может кредитовать только операции по обороту местных товаров, клиентом не может быть лицо, объявленное банкротом, векселя должны иметь три подписи и т. д. Цель этих ограничений — сделать клиентов Эмиссионных банков возможно подвижнее и не дать средствам Эмиссионных банков застрять в каких-либо сомнительных операциях. Почти во всех уставах Эмиссионных банков оговаривается особым образом право государства быть клиентом банка по активным операциям. В уставах Эмиссионных банков обычно вводится ряд ограничений в отношении правительственных займов. В уставе Польского банка разрешается банкам учет казначейских обязательств польского правительства. В новом уставе Мексиканского банка, несмотря на его почти государственный характер, сказано, что суммы, авансируемые правительству, не могут быть больше, чем 10 % основного капитала банка. В уставе Национального австрийского банка указано, что банк не имеет права ни прямо ни косвенно давать авансы австрийскому правительству, за исключением только тех случаев, когда авансы могут быть обеспечены ценным залогом или иностранными девизами. По плану комиссии Дауэса Германский банк может кредитовать германское правительство, но всегда с таким расчетом, что общая сумма непогашенной задолженности правительства Германскому банку никогда не должна превышать 100 млн марок. Аванс не должен предоставляться на срок, превышающий 3 месяца. В конце отчетного периода правительственная задолженность банку должна быть погашена. Кроме того, Германскому банку запрещено выдавать авансы или иные ссуды германским землям (союзным государствам), муниципалитетам, административным единицам. В уставах большинства Эмиссионных банков содержится запрещение каких-либо кредитных непосредственных операций с иностранными правительствами или иностранными административными единицами. Почти во всех уставах в совершенно тождественной форме повторяется запрещение Эмиссионнам банкам покупать, приобретать каким-либо способом и удерживать в числе своих имуществ недвижимые имущества (дома и земли), за исключением тех, что нужны им для непосредственного выполнения их задач. В колониальных странах, где слабо организованы складочные помещения, Эмиссионные банки вынуждены для развития торгово-ссудных операций владеть значительным недвижимым имуществом в виде элеваторов, холодильников и товарных складов. Главной операцией Эмиссионных банков является учет краткосрочных векселей. Формальный характер вексельного обязательства и его краткосрочность лучше всего другого создают условия для помещения средств. Эмиссионные банки принимает к учету только первоклассные векселя и притом главным образом товарные. В странах старой капиталистической культуры и с большим денежным рынком Эмиссионные банки иногда даже приходится выступать покупателями векселей в силу того обстоятельства, что лучшие векселя из более дешевого процента могут быть учтены помимо Эмиссионного банка. В странах бедных капиталами с небольшим денежным рынком лучшие векселя всегда в руках Эмиссионных банков, так как Эмиссионные банки переучитывают векселя уже учтенные в каком-либо банке. В спокойное время банки отбирают у Эмиссионных банков клиентов, предоставляя им более удобные условия кредитования. Отсюда превращение Эмиссионного банка в банк банков. Ныне действующая американская система строит федеральные резервные банки сразу как банки банков. То же сделали Южно-африканский союз, Перу. Очень близок к этому и Австралийский банк. Из европейских банков к типу банка банков ближе всего Французский и Английский банки. В странах молодого капитализма и в колониях, где часто кроме Эмиссионного банка нет других банков, Эмиссионный банк имеет огромное значение для денежного рынка страны. Длительной борьбой за устойчивый низкий дисконт Эмиссионного банка могут создать особо благоприятные условия для развития народного хозяйства (политика Французского банка). Постоянными повышениями и понижениями учетной ставки Эмиссионного банка даже при сравнительно небольших запасах золота могут иметь его в достаточной мере для народного хозяйства (дисконтная политика Английского банка). В странах бедных свободными капиталами учетный процент Эмиссионного банка всегда ниже учетного процента свободного рынка. Задача Эмиссионного банка — с одной стороны, понизить внутренний процент, а с другой стороны, держать учетный процент на таком уровне, чтобы он способствовал притоку иностранного капитала (дисконтная политика Японского, Испанского, итальянских Эмиссионных банков и Русского дореволюционного банков). С переходом вексельного материала в другие банки Эмиссионные банки начинают развивать операции с ценными бумагами. Срочные (On coll) ссуды под процентные и дивидендные бумаги дают им возможность вести денежный рынок по желательному направлению. Конечно, Эмиссионные банки с большой осмотрительностью выбирает ценные бумаги для своих операций. Даже операции, лишенные риска, переходят в другие банки. Эмиссионным банкам всегда нужна гарантия, и гарантию ему по сделкам предоставляют другие банки. Одним из важнейших условий успешности деятельности Эмиссионных банков является требование опубликования балансов. Балансы Эмиссионных банков должны публиковаться, во-первых, регулярно, а во-вторых, достаточно часто. Гласность дает возможность судить о ходе деятельности Эмиссионных банков, о состоянии отдельных его счетов. Регулярное сообщение балансов Английского банка началось с акта Роберта Пиля. В настоящее время еженедельно публикует свои отчеты Англия, Франция, Швеция, Норвегия, Бельгия, Швейцария. В Германии и России до войны балансы Эмиссионных банков сообщались почти четыре раза в месяц, в Италии — три раза, в Австралии — два раза в год. Некоторые Эмиссионные банки публикуют балансы только раз в год. Большое значение имеет выпуск Эмиссионными банками годовых отчетов. Годовые отчеты введены в практику акционерными Эмиссионными банками. До сих пор ни годовая отчетность Эмиссионных банков, ни составление балансов нигде удовлетворительно не были поставлены. В некоторых случаях фальсифицируются публикуемые цифры, или цифры баланса так комбинируются, что не дают ясного представления о настоящем положении дела. Яркими примерами — итальянские банковские затруднения 80 — 90-х годов и история с превышением законом установленной эмиссии в России в январе 1905 г. и во Франции весной 1925 г., скрытые в искусно составленных балансах Эмиссионных банков.

Тема 3. Структура кредитной системы и характеристика отдельных кредитных институтов

3.1. Эмиссионные банки

Это банки, наделенные монопольным правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, хранения золото-валютных резервов и управления валютным курсом национальной денежной единицы.

Эмиссионные банки: Центральный, Национальный, Резервный.

Исторически эмиссионные банки возникали как частные или государственные банки, как выпускавшие банкноты, так и имевшие свою клиентуру. В дальнейшем эмиссионное право стало исключительно монополией государства и эмиссионные банки постепенно сокращают прямые операции с клиентурой. Это означало, что вся кассовая наличность концентрируется в эмиссионном банке. Все остальные банки работают по принципу "обратной кассы".

Поступление наличных денег в каналы денежного обращения происходит в форме пополнения кассы коммерческого банка. Кроме того, все коммерческие и специализированные банки осуществляют свои расчеты через эмиссионные банки. При необходимости банки могут пользоваться кредитом эмиссионного банка. Таким образом, весь безналичный и наличный денежный оборот сосредотачивается в эмиссионном банке и его структурах.

Эмиссионный банк выполняет следующие основные функции:

1) Является расчетным и резервным центром банковской системы;

2) Эмиссия и контрольные денежные обращения;

3) Управление государственным долгом и отдельные функции по исполнению государственного бюджета;

4) Кредитование коммерческих банков;

5) Денежно-кредитное регулирование;

6) Банковское регулирование.

В большинстве стран функции Центробанка закреплены за одним банковским учреждением (Банк Англии 1844г., Банк Франции 1848г., Банк Испании 1874г., ФРС США 1913г.).

По своей организационно-правовой форме эмиссионные банки могут быть:

1) Центробанк со 100% участием государства в формировании капитала этого банка.

2) Акционерное общество, одним из акционеров которого является государство.

3) Система независимых банков, в совокупности выполняющих функции эмиссионного банка.

Предыдущая

Как правило, это ЦБ, наделенные правом эмиссии (выпуском в обращение ден знаков во всех формах). Эмиссионным правом гос-во наделяет обычно только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы ден обращение страны. ЭБ располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, т.к. его пассивы - это средства бюджета и наличные средства в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. ЭБ становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг к-го группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.

Характерными для ЦБ явл ф-ии:

Эмиссия и контроль ден обращения

Расчетный и резервный центр банков

Управление гос долгом и исполнение гос бюджета

Выполнение роли "кредитора последней инстанции", "банка банков"

Установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки ЦБ по кредитам

Определение приоритетных целей ден-кредитной и валютной политики и их реализация

Проведение научных исследований

Определение правовых основ и принципов акционирования кредитно-финансовых институтов, рынков кратко- и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных элементов, обращающихся в стране

Формирование эффективного механизма ден-кредитного регулирования экономики

3. Прочие операции коммерческих банков

Лизинг

Долгосрочная аренда машин, оборудования и др движимого и недвижимого имущ-ва произв назначения. Но это - не обычная аренда, а специфическая, приближающая лизинг к кредиту. В отличие от аренды в нем участвуют, как правило, не 2, а 2 и более субъектов (но могут быть еще и посредники, гаранты и т.д.):

1) Пользователь (лизинговый получатель, арендатор) находит предприятие, к-е производит необходимое ему оборудование, обговаривает с ним техническую сторону дела и заключает предварительное соглашение о поставке

2) Лизингополучатель (иногда вместе с изготовителем) обращается в лизинговую компанию с просьбой купить для него это оборудование у поставщика, а затем предоставить ему во временное владение

3) Лизинговая компания, купив это оборудование и став его собственником, передает его во временное пользование арендатору за определенную плату

При отсутствии у потенциального лизингополучателя полной i о товаропроизводителях, арендатору просто выгоднее обратиться к лизинговой компании с просьбой определить поставщика необходимого ему оборудования, чем самому заниматься поисками поставщика

Þ лизинг включает отношения купли-продажи и отношения аренды. Но ключевым моментом отношений здесь является кредитная операция, а ключевой фигурой - лизинговая компания, к-я оказывает арендатору ф-услугу. Лизингодатель покупает имущ-во в собственность за полную стоимость, но не для себя, а для пользователя, к-ый получает и использует это имущ-во, периодически выплачивая соответствующие взносы Þ лизинг можно рассматривать как передачу имущ-ва во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, т.е. квалифицировать как кредит в основной капитал Þ с экон точки зрения лизинг - специфический кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование имущ-ва

Факторинг и форфейтинг

Особые формы кредитования, в к-х, подобно лизингу, кредитные отношения являются лишь одной из составных частей более сложной совокупности отношений

Факторинг.

Закупка банком или специализированной факторинговой компанией ден требований поставщика к покупателю и их инкассация за опр вознаграждение

Суть - факторинговая компания (фактор-фирма) покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отфактурованных поставок и уплаты оставшейся части, за вычетом комиссионных и % за кредит в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. Разумеется, поступающий затем платеж от покупателя зачисляется на счет фактор-компании

В соответствии с Конвенцией о м/а факторинге операция считается факторингом, если она удовлетворяет хотя бы двум из следующих требований:

Наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований

Ведение бухучета поставщика, прежде всего учета реализации

Инкассирование его задолженности

Страхование поставщика от кредитного риска

Клиент обязан выплатить банку вознаграждение в виде комиссионных платежей за управление счетами клиента, включая кредитный риск и факторинговый сбор. Размер комиссионного сбора (обычно 0,5-3% от общей суммы купленных счетов) зависит от торгового оборота клиента, степени риска (зависит от платежеспособности должников клиента) и объема необходимой конторской работы (зависит от количества счетов-фактур)

Кроме того, клиент уплачивает банку ссудный процент с ежедневного остатка предварительного платежа по счетам

Виды факторинговых операций :

1. Открытые или закрытые

Критерий - уведомление должника об участии в сделке факторинговой компании

2. С правом регресса или же без оного

(Регресс - обратное требование к поставщику вернуть уплаченную сумму)

3. С условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате

Заключая факторинговое соглашение, фактор-фирма берет на себя возможный риск неплатежей со стороны покупателя. Поэтому до заключения такого соглашения она должна провести предварительную работу по изучению платежеспособности клиентов обслуживаемого ею поставщика. Для этого поставщик сообщает компании-фактору (факторинговому отделу банка) список своих покупателей и предполагаемый объем поставок товаров. Фактор-фирма проверяет платежеспособность каждого из покупателей и сообщает поставщику возможные кредитные лимиты по каждому покупателю. В рамках этих кредитных лимитов поставщик может отгружать продукцию без всякого риска

Кроме кредитных и учетно-контрольных операций фактор-компании оказывают юридические, i-, консультационные и др услуги

Форфейтинг

Форфейтинг - кредитование экспортера путем покупки векселей или др долговых требований. Это форма трансформации коммерческого кредита в банковский

Продавцом при форфейтинге обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные средства. В качестве покупателя (форфетера) обычно выступает банк или спецкомпания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса (оборота) этих документов на экспортера

Форфетер приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок, на который они выписаны. Тем самым экспортная сделка превращается в наличную

Форфетер может хранить купленные документы у себя. В этом случае затраченные им средства рассматриваются как капиталовложения. Но он может продать их другой форфейтинговой фирме также на безоборотной основе. С наступлением срока платежа конечный держатель документов предъявляет их в банк для оплаты

Форфейтинг появился под влиянием быстрого роста экспорта дорогостоящего оборудования с длительным сроком производства, усиления конкурентной борьбы на мировых рынках и повышения роли кредита в развитии мировой торговли. Применялся он и Внешторгбанком СССР, получает постепенное развитие и в современной российской кредитной политике

Трастовые

Многие КБ принимают на себя ф-ии доверенного лица и выполняют в этой роли разнообразные операции для своих индивидуальных и корпоративных клиентов. Основные категории трастовых услуг для ф/л:

1 Распоряжение имущ-вом после смерти владельца

Должна быть составлена подробная опись имущ-ва, уплачены долги, а оставшаяся сумма распределена между наследниками согласно закону

2 Управление имущ-вом на доверительной основе и попечительство

Управление имущ-вом в форме траста может иметь различную правовую основу: завещание, специальное соглашение, распоряжение суда. Виды трастов, находящихся в управлении банков, весьма разнообразны:

Пожизненный : учреждается лицом по договоренности с банком. Например, клиент переводит деньги в доверительное управление банку, поручая ему выплачивать доход в течение его жизни, а после смерти передать капитал наследникам

Страховой : возникает, если клиент назначает банк доверенным лицом по страховому полису и поручает ему выплачивать доход своей жене после его смерти и передать сумму полиса детям после смерти жены

Корпоративный : учреждается в форме имущ-ва, закладываемого в банке в обеспечение выпуска облигаций компании

Траст в пользу наемных служащих

а) В форме пенсионного фонда

Предприниматель вносит деньги по утвержденной схеме в фонд, находящийся в управлении банком, для выплат сотрудникам по достижении пенсионного возраста. Если работники вносят деньги в фонд, то он называется пенсионным трастом с участием, если нет - без участия

б) В плане участия в прибылях

Предприниматель переводит часть прибыли в траст-фонд, открытый в банке для последующего распределения взносов и последующих доходов от фонда в пользу работников компании по достижении пенсионного возраста или на другую дату

3 Агентские функции

Отличаются от траста тем, что в случае траста доверенное лицо получает юридическое право на распоряжение собственностью, а при агентских отношениях право остается у собственника. Заключаются в следующем:

Хранение ценностей в сейфе

Хранение имущ-ва с активными ф-иями : банк покупает и продает ценности, получает по ним доход, действуя согласно инструкциям принципала

Управление : банк выполняет все ф-ии хранителя имущ-ва и активно управляет собственностью, например анализирует состояние портфеля ц/б, дает рекомендации и предлагает способы инвестирования капитала и т. д. Если в ведение банка сдается реальная собственность, банк может сдавать ее в наем, эксплуатировать в соответствии с инструкциями принципала

Банки выполняют агентские функции и для фирм:

Агент по трансферту : банк выполняет для корпорации операции по передаче права собственности на акции и именные облигации от одного владельца к другому

Регистратор акций : банк ведет учет выпущенных ц/б, чтобы не допустить их чрезмерной эмиссии, что карается законом

Банк выполняет роль депозитария ценностей во время ф-реорганизаций

Банк берет на себя ф-ии агента по выплате дивидендов по акциям и процентов (а также погашению основного долга) по облигациям компании

Траст-отдел банка предоставляет многочисленные услуги и ф-консультации индивидуальным распорядителям, опекунам и администраторам, управляющим чужим имущ-вом на доверительной основе

Операции с ценными бумагами

Инвестиционный портфель банка строго структурируется законом. Это означает, что гос-во устанавливает норму процента, согласно которой опр часть (до 90%) должна состоять из ц/б гос-ва, остальная - частных предприятий. Первичное размещение всех видов ц/б прав-ва происходит в порядке аукционной продажи, где в первую очередь удовлетворяются заявки, предлагающие наивысшую цену (ставку). Вторичное обращение происходит на внебиржевом рынке. Рынок создает группа дилерских фирм, ведущих активные операции по покупке и продаже гос обязательств. В условиях экономического спада прав-во через ЦБ старается стимулировать хоз активность и покупает у дилеров гос обязательства, увеличивая их резервные счета. В условиях инфляционного бума гос-во продает дилерам свои обязательства и тем сокращает их ликвидность. Корпоративные облигации в гораздо большей степени, чем гос подвержены риску неплатежа. Банки покупают только высококлассные бумаги в соответствии с оценкой кредитными агентствами связанного с ними риска

Различают два вида инвестиционной политики банка:

Пассивная : характеризуется равномерным распределением инвестиций между выпусками разной срочности, чтобы обеспечить хорошую доходность и ликвидность

Агрессивная : этой стратегии придерживаются крупные банки, имеющие большой портфель инвестиционных бумаг и стремящиеся к получению max дохода от этого портфеля.

Эмиссионный банк выполняет в основном следующие функции: эмиссионного центра страны, «банка банков», денежно-кредитного «регулирования» экономики, банкира правительства и международную функцию.

Функция эмиссионного центра страны заключается в выпуске банкнот и хранении золотого и инвалютного резервов. Если золотой резерв передается казначейству, то вместо него эмиссионному банку выдаются сертификаты, по которым он может получать золото.

Функция «банка банков» выражается прежде всего в кредитовании эмиссионным банком коммерческих банков, которые в свою очередь предоставляют ссуды промышленным и торговым предприятиям. К получению кредитов в эмиссионном банке коммерческие банки прибегают особенно часто во время периодических кризисов, когда спрос на ссудный капитал резко возрастает и вкладчики требуют свои вклады из коммерческих банков. Эта функция проявляется и в том, что коммерческие банки держат (в некоторых странах в обязательном порядке) часть своих вкладов на текущем счете в эмиссионном банке. Выполняя указанную функцию, эмиссионный банк осуществляет безналичные расчеты между банками, перечисляя денежные средства с текущего счета одного банка на счет другого банка.

Функция эмиссионного банка по денежно-кредитному «регулированию» экономики, типичная для эпохи империализма и общего кризиса капитализма, осуществляется через кредитную политику, направленную на расширение или сокращение кредитования промышленности и торговли с целью воздействовать на капиталистический цикл.

В некоторых странах, где эмиссионные банки выполняют также и функции коммерческих банков, они непосредственно кредитуют и осуществляют расчеты для промышленных акционерных обществ. Так, Французский банк, кроме своих основных функций, принимает вклады от промышленных акционерных обществ, кредитует их и осуществляет по поручению этих обществ расчетные операции. Поэтому он имеет 260 отделений (Английский банк только 8). Однако в последнее время и во Франции усиливается тенденция к превращению эмиссионного банка в «банк банков».

В Англии и США эмиссионные банки непосредственно воздействуют на развитие промышленности при помощи так называемых операций на открытом рынке. Сущность этой первой формы регулирования состоит в том, что эмиссионный банк продает и покупает по своей инициативе обязательства казначейства на открытом рынке. Тем самым эмиссионные банки оказывают прямую поддержку крупнейшим банкам, нуждающимся в денежных стред- ствах для расширения кредита промышленности, а также непосредственно промышленным монополиям, покупая у них казначейские обязательства.

Если эмиссионный банк хочет ограничить вложения в производство в период подъема, надеясь этим ослабить надвигающийся кризис, он продает краткосрочные обязательства казначейства, уменьшая таким образом соответственно средства, необходимые для вложений в производство.

Второй формой влияния эмиссионного банка на производство является дисконтная политика, т. е. политика понижения или повышения учетных ставок в целях воздействия на спрос и предложение ссудных капиталов. Эта форма воздействия таит в себе противоречие; понижение процента при прочих благоприятных условиях может содействовать росту производства, но в то же время способствовать бегству краткосрочного капитала в страньг с более высокой нормой процента, кризису платежного баланса, отливу золота и ухудшению курса валюты.

Третьей формой кредитного воздействия на экономику является изменение процента вкладов, передаваемых в обязательном порядке коммерческими банками эмиссионным банкам. При уменьшении этого процента возможности кредитования промышленности банками повышаются, при увеличении процента сокращаются. Такая форма применяется в США. В Англии в 1960- 1962 гг. коммерческие банки обязаны были держать в Английском банке в принудительном порядке специальные вклады, достигшие в конце 1961 г. максимума в 234 млн. ф. ст. Это было сделано для ограничения кредитования промышленности. С мая 1965 г. эта форма снова начала применяться, и к концу 1966 г. остаток таких вкладов составил около 200 млн. ф. ст.

Наконец, четвертая форма регулирования состоит в том, чтобы содействовать или препятствовать кредитованию продаж в рассрочку, как среднесрочному (главным образом на покупку автомобилей, мебели и т. п.), так и долгосрочному (на покупку жилых домов). Развитию кредита, а тем самым расширению производства товаров длительного потребления эмиссионный банк содействует путем уменьшения размера аванса, понижения процента и удлинения сроков кредита. Эти формы широко применяются в США, Англии и других странах.

Апологеты империализма восхваляют кредитную политику эмиссионных банков, афишируют ее как проявление «организованного капитализма».

На деле кредитная политика отнюдь не ведет к ликвидации кризисов, так как действие этой политики ограничено основным противоречием капитализма - анархией производства и ухудшением положения трудящихся масс. Если происходит кризис и депрессия, то никакое кредитное воздействие в направлении рас-ширения кредита не приведет к увеличению спроса на капитал, вкладываемый в производство. Если развертывается подъем, то никакие ограничения кредита не предотвратят надвигающегося кризиса, хотя и могут его несколько оттянуть.

Кризис 1929-1933 гг. и послевоенные спады промышленности показали несостоятельность теории организованного капитализма.

«Попытки государственного регулирования капиталистического хозяйства, - говорится в Программе КПСС, - не способны устранить конкуренцию и анархию производства… ибо основой производства остаются капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда… Диалектика государственно-монопо-листического капитализма такова, что вместо укрепления капиталистической системы, на что рассчитывает буржуазия, он еще больше обостряет противоречия капитализма, расшатывает его до основания. Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма».

Эмиссионный банк, выполняя функцию банкира правительства, принимает в уплату налоги, выплачивает деньги по расходным статьям государственного бюджета, главным образом на военно-полицейские цели, т. е. осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета и управляет государственным долгом (берет на себя размещение облигаций государственных займов, принимает средства, вырученные от выпуска облигаций, выплачивает проценты по займам, погашает займы, проводит конверсию займов, т. е. превращение высокопроцентных займов в низкопроцентные). В результате всех этих операций в эмиссионном банке постоянно имеется остаток вкладов правительства.

Таким образом, эмиссионный банк активно содействует дополнительной финансовой эксплуатации монополистическим капиталом широких трудящихся масс.

В США функцию банкира правительства выполняют в большей степени крупнейшие коммерческие банки; в 1966 г. в них хранилось свыше 90% правительственных вкладов и лишь менее 10% -в федеральных резервных банках.

Эмиссионный банк как банкир правительства предоставляет ссуды правительству. Финансовая олигархия широко использует эмиссионные банки для подготовки и ведения империалистических войн и получения благодаря казенным заказам монопольной прибыли.

Международная функция эмиссионных банков заключается в том, что они являются органами, представляющими правительство в межгосударственных кредитно-денежных отношениях.

Эмиссионные банки империалистических стран возглавляют валютные зоны (например, стерлинговую, долларовую, зону франка), распоряжаются золотыми и валютными запасами этих зон, проводят девизную политику. Кроме того, эмиссионные банки сами или через контролируемые ими клиринговые институты ор-ганизуют и осуществляют валютные клиринги. Наконец, они выделяют представителей данного государства в межправительственные кредитные организации: Международный банк для реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

) и безналичных денег. На эмиссионный банк воз-  

Эмиссионный банк - см. Банк эмиссионный.  

БАНК ЭМИССИОННЫЙ - см. ЭМИССИОННЫЙ БАНК  

ЭМИССИОННЫЙ БАНК -эмиссионный институт, ответственный за эмиссию денег, как правило, центральный (национальный) банк страны.  

Решающую роль на формирование двухуровневой банковской системы страны оказало принятие постановления ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г.2 О принципах построения кредитной системы . В соответствии с ним на Государственный банк , эмиссионный центр страны, возлагалось общее руководство всеми специализированными банками, разграничивались клиенты банков.  

Отмечая, что каждому государству в отдельности периодически приходится переживать трудности финансового и экономического характера, Столыпин предлагал для разрешения этих проблем создать Международный банк, акционерами которого состояли бы эмиссионные банки всех государств Такой Международный банк, капитал которого бы состоял из собранных вкладов всех государств, мог бы финансировать или же открывать кредиты как для развития промышленности, связанной с удовлетворением нужд населения, так и для благоустройства городов и путей сообщения. При Международном банке мог бы быть создан экономический совет, который, пользуясь данными статистического бюро при Международном парламенте, в состоянии был бы оказывать своим советом большую помощь отдельным государствам и предотвратить те экономические кризисы , которые неизбежны периодически то в одном, то в другом государстве как в промышленности, так и в сельском хозяйстве 1. Данный проект П.А. Сто-  

Во Франции первая попытка создания Центрального банка была предпринята еще в 1716 г., но позднее в результате резкого падения курса акций банк был объявлен банкротом. Вторая попытка была предпринята по инициативе первого консула - Наполеона. Так, в 1800 г. был основан Банк Франции как акционерное общество , частью акций которого владел сам Наполеон. Первоначально в соответствии с уставом эмиссионные полномочия Банка ограничивались лишь Парижем, а уже с 1848 г. Банк Франции получил право на эмиссию денежных знаков на всей территории Франции. Банк Франции был национализирован в 1945 г.  

Эмиссионный Банк и Немецкий Жиро Банк, которые после валютной реформы в июле 1948 г. были преобразованы в Немецкий Эмиссионный банк , а в 1968 г. - в Государственный банк ГДР. В 1957 г. в Западной Германии Банк немецких земель и Центральные банки земель в ходе слияния были реорганизованы в Немецкий Федеральный Банк.  

Находясь на верхнем уровне банковской системы , Центральный банк сегодня помимо банковской осуществляет также эмиссионную, нормотворческую и надзорную функцию. Современное законодательство наделяет Центральный банк широкими полномочиями. Так, Центральный банк  

Второй важный фактор инфляции заключался в том, что после развала Советского Союза рубль не был разделен. В каждой из бывших союзных республик существовал эмиссионный центр - банк, который выпускал безналичные рубли, в огромных количествах поступавшие в Россию. Такая неконтролируемая эмиссия давала республикам выгоду, а России - инфляцию. Внедрение системы корреспондентских счетов Центральных банков союзных республик в Центральном банке России и последовавший за этим переход республик к собственным валютам были важнейшими шагами на пути разделения денежных систем. Однако еще год после этого происходила практически неконтролируемая россий-  

БАНК - по законодательству РФ коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом , которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции . БАНКИ образуются на основе любой формы собственности (в т.ч. с привлечением иностранных инвестиций), предусмотренной законодательством. БАНКИ в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам БАНКОВ, кроме случаев, предусмотренных законами РФ. БАНКИ осуществляют посредничество в платежах и кредите. Накапливая денежные средства , они предоставляют займы, ссуды, осуществляют денежные расчеты, ведут учет векселей , выпуск денег и ценных бумаг и т.д. БАНКИ по функциям и характеру выполнения операций делятся на эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные, экспортные.  

ЭМИССИОННЫЙ ОРГАН - эмиссионный банк, т.е. тот, которому доверен выпуск денежных знаков . Как правило, это Центральные либо Национальные банки.  

Точное значение, вкладываемое в термины "свободная банковская система " и "централизованная банковская система ", станет понятным по ходу прочтения работы пока же сформулируем проблему в форме следующих вопросов какая форма выпуска банкнот является предпочтительной - та, при которой процесс находится в руках одного-единственного банка либо определенным образом ограниченного числа уполномоченных банков , из которых один банк пользуется исключительным положением по сравнению с другими, обладая возможностью их контролировать, или же лучше, чтобы право выпуска банкнот принадлежало любому количеству банков, которые находят такой бизнес прибыльным Далее, если выбор сделан в пользу последнего варианта и плюрализм, таким образом, допущен, есть ли необходимость в специальных ограничениях, таких как предварительный залог имущества или депонирование облигаций, с тем, чтобы оградить держателей банкнот от возможных последствий банковского краха С другой стороны, если выбор сделан в пользу единственного банка, остается ли в таком случае место для свободного учреждения депозитных банков, не обладающих эмиссионными правами Вопрос может быть сформулирован в еще более общих терминах предполагают ли интересы создания надежной банковской системы и стабильности национальной валюты необходимость введения специальных ограничений (отличных от уже существующих для всех фирм в рамках закона о компаниях) во-первых, на деятельность банков, занимающихся эмиссионной деятельностью, и во-вторых, даже если ответ на первый вопрос положительный, на деятельность депозитных банков , эмиссией не занимающихся  

Первые действия были предприняты королевской и дворянской знатью, которые, руководствуясь собственными фискальными нуждами, попытались начать банковские операции тогда, когда их время еще не пришло, - когда еще не созрели торговые условия для подобной деятельности. Соответственно, их успехи, по крайней мере, на поприще вексельной эмиссии, оказались весьма скромными. Первым в целом успешно функционировавшим эмиссионным банком стал Берлинский Королевский Банк - государственный банк , основанный Фридрихом Великим. [В 1765 г. Фридрих был не в состоянии изыскать частный капитал если бы это ему удалось, он основал бы частный акционерный банк .] Сомнительно, ЧТО даже ЭТОТ банк  

Однако этот этап относительной свободы подошел к концу в 1833 г., когда в политике произошел поворот на 180 градусов. Вышедший тогда закон поставил эмиссию всех банкнот на предъявителя в зависимость от разрешения правительства. Надо заметить, что этот закон, фактически оказавшийся запретом, был вызван не столько интересами привилегированного Королевского Банка, сколько стремлением расчистить дорогу для обращения государственных бумажных денег, которые, впервые появившись во время Наполеоновских Войн, теперь должны были расширить сферу своего влияния. Даже сам Королевский Банк был включен в запретительный список, и, таким образом, все три эмиссионных банка Пруссии были вынуждены прекратить выпуск своих банкнот. Этот рост ограничений на банковское дело фактически совпал с моментом, когда в результате изменений в промышленной технологии уже начал назревать неимоверной силы взрыв спроса на кредиты.