Ставка налога на прибыль коммерческого банка. Налогообложение как фактор банковской деятельности - Бутыльков М.Л

02.05.2024 Финансы

На доход банков представляет собой платеж, который подлежит внесению кредитными учреждениями за осуществление разного рода финансовых операций. Обязанность по его уплате возникает у всех коммерческих банков, получивших соответствующую лицензию, специальных финансовых учреждений, созданных для аккумулирования средств для реализации разнообразных программ местного, регионального и федерального значения. Кредитные организации, которые полностью или частично финансируются из-за рубежа, причисляются к налогоплательщикам. От уплаты сбора освобождается только Центробанк, его филиалы и обособленные подразделения.

Какие доходы подлежат обязательному обложению налогами?

Согласно закону налог насчитывается на такие , как:

  • проценты, которые получены за пользование заемными средствами;
  • другие платежи, полученные в рамках кредитных договоров;
  • комиссию за предоставление разного рода финансовых услуг организациям, в том числе по корреспондентским отношениям;
  • доход от осуществления операций с валютой иностранных государств;
  • средства, которые получены в результате проведения лизинговых или факторинговых операций;
  • , полученные от клиентов для покрытия телеграфных, почтовых и других расходов;
  • платежи за прошлые отчетные периоды;
  • возвращенные клиентами средства (проценты и комиссионные), которые были по ошибке оплачены банком в прошлые отчетные периоды;
  • комиссия от населения за оказания определенных услуг;
  • доходы от инкассаторской деятельности;
  • проценты и дивиденды от облигаций, акций;
  • доход от увеличения ценности принадлежащих банку активов;
  • доход от участия в работе других организаций.

Виды доходов, которые не входят в налоговую базу

Определенные платежи, полученные банковскими учреждениями, не включаются в налогооблагаемую базу. К ним причисляют следующие категории доходов:

  • проценты по займам, которые были выданы правительственным учреждениям, Центробанку или под их гарантию;
  • дивиденды от облигаций госзайма;
  • комиссионные, полученные за размещения государственных ценных бумаг.

Налогооблагаемую базу можно уменьшить и за счет затрат на содержание домов престарелых, детских садов, лагерей отдыха, образовательных учреждений. Но они должны стоять на балансе банка, а сумма выделенных на их содержание средств не должна превышать установленных местными властями нормативов. Средства, направленные на благотворительные цели, если их сумма не превышает одного процента от налоговой базы, также не подлежат налогообложению.

Деятельность банков регламентируется Федеральными законами от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Банком считается кредитная организация, которая одновременно осуществляет три основные банковские операции:

  • o привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • o размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  • o открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Деятельность современного банка не ограничивается перечисленными традиционными операциями. Банк выполняет ряд других операций: кассовое обслуживание клиентов, инкассацию денежных средств, размещение драгоценных металлов и камней, операции с иностранной валютой, выдачу банковских гарантий, факторинговые, трастовые операции, операции с ценными бумагами и т.д.

Для осуществления банковской деятельности необходимо иметь соответствующую лицензию.

К небанковским кредитным организациям относятся кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные вышеназванным Законом о банках и банковской деятельности.

Всем кредитным организациям законом запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Доходы банка складываются из доходов от реализации и внереализационных доходов согласно ст. 249, 250 НК РФ. Особенности исчисления налога на прибыль банками установлены ст. 290-292 НК РФ и касаются определения доходов и расходов банков, а также расходов на формирование резервов. Кроме того, НК РФ предусмотрены особенности налогообложения доходов, получаемых по ценным бумагам. В остальном на банки распространяется общий режим налогообложения прибыли, применяется основная ставка налога. Для банков налоговая декларация по налогу на прибыль организаций не предусматривает каких-либо специальных форм.

Плательщиками налога на прибыль являются коммерческие банки, в том числе банки с участием иностранного капитала, имеющие лицензию Банка России, Банк внешней торговли РФ, а также кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на осуществление отдельных банковских операций.

Объектом налогообложения банков признается получен пая банком прибыль. Прибылью являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Доходы и расходы определяются по правилам налогового учета.

Доходы банка, учитываемые при налогообложении прибыли. Помимо общеустановленных ст. 249, 250 НК РФ доходов в целях налогообложения учитываются следующие специфические доходы от осуществления банковской деятельности:

  • - виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
  • - в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов (в том числе банков - корреспондентов), осуществление расчетов по их поручению, включая вознаграждения за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции;
  • - в виде вознаграждений за оформление и обслуживание платежных карт, за предоставление выписок по счетам и за розыск сумм;
  • - доходы от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, а также кассового обслуживания клиентов;
  • - доходы от проведения операций с иностранной валютой. К этим доходам относится положительная разница между доходами и расходами от операций продажи-покупки иностранной валюты. Также в виде доходов учитываются полученные вознаграждения при операциях но покупке (продаже) иностранной валюты, от операций с валютными ценностями;
  • - доходы по операциям купли-продажи драгоценных металлов и камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью, а также в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и камней. К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий). Этот перечень драгоценных металлов может быть изменен только в законодательном порядке. Причем драгоценные металлы могут быть в любом состоянии и виде (в виде самородков, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, монетах, ломе и отходах производства и потребления, химических соединениях, ювелирных и других изделиях). Драгоценными камнями считаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
  • - доходы от операций по предоставлению банковских гарантий, поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
  • - доходы в виде положительной разницы между полученной при прекращении права требования суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;
  • - доходы от депозитарного обслуживания клиентов;
  • - доходы от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;
  • - доходы по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;
  • - доходы в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам, убытки от списания которых были ранее учтены при формировании налоговой базы;
  • - доходы от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;
  • - доходы от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "Клиент - банк";
  • - доходы в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, а также доходы в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг. Все эти суммы были учтены банком ранее в составе расходов при формировании налоговой базы;
  • - другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

Если банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, то налоговая база определяется с учетом положений ст. ст. 298 и 299 НК РФ. Перенос убытка (убытков) на будущее осуществляется банком в соответствии со ст. 283 НК РФ. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Если банк в учетной политике для целей налогообложения определяет, что авансовые платежи исчисляются ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, то в этом случае отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года. Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены ст. 284 НК РФ. Налоговая ставка установлена в размере 20% с 2009 года.

Налог на прибыль для банков

Ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли за прошлый квартал.За первые три месяца с начала года ежемесячные авансовые платежи должны быть равны 1/3 суммы налога, который был уплачен за последний квартал предыдущего года, а в следующие 3 месяца — 1/3 суммы, отраженной в декларации за первый квартал текущего года. Ежемесячный платеж в 3 кв. = ставка * (налогооблагаемая прибыль за полугодие -налогооблагаемая прибыль за первый квартал): на 3. Ежемесячный платеж в 4 кв. =ставка * (налогооблагаемая прибыль за 9 мес.-налогооблагаемая прибыль за полугодие): на 3.
Ежемесячный авансовый платеж необходимо вносить не позднее 28 числа каждого месяца.

Налог на прибыль в банках

Внимание

Статья 292, глава 25 НК РФ. Следует заметить, что в 2003 году был отмен пункт расходов «Превышение отрицательной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над положительной»22 Там же Следует заметить, что введение нового пункта доходов, отмены статей доходов и расходов существенно не скажутся на работе отдельно взятого банка. Теперь перейдем к рассмотрению других изменений произведенных в этом налоге. К числу наиболее значительных изменений порядка исчисления налога на прибыль относится практически полная ликвидация налоговых льгот, значительное снижение ставки налога (про нее говорилось выше), а также введение системы налогового учета.


Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налог на прибыль

Доходы от проведения банком операций с ин. валютой и валютными ценностями, включая комиссии связанные с куплей-продажей валюты за счет и поручению клиентов Плата за выполнение функции валютного контроля, включая плату за составление паспортов экспортных сделок — Доходы получаемые по срочным сделкам с ин. валютой, (форварды и фьючерсы), в том числе в порядке страхования валютных рисков — Плата за услуги, оказанные банком населению по инoстранной валюте, включая экспертизу подлинности купюр, обмен банкнот Расходы по валютным операциям: — Суммы начисленных и уплаченных процентов по вкладам в ин. валюте до востребования и депозитам — Начисленные и уплаченные проценты по долговым обязательствам банка (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам с номиналом в иностранной валюте), в т.ч.

Налог на прибыль банков

Важно

Для налогоплательщиков, получивших убыток в предыдущем налоговом периоде, предусматривается возможность переноса убытков в течение 10 лет (вместо 5 по действующему порядку), а также право переноса на текущий налоговый период всей суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом сумма перенесенного убытка не может превышать 30% налоговой базы. Существенные изменения предусматриваются в налогообложении операций с ценными бумагами.

В соответствии со ст. 280 НК РФ ценные бумаги подразделяются теперь на ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. По сравнению с ранее действовавшим порядком отсутствуют категории ценных бумаг, которые применялись в 2001 г., то есть акции, облигации, векселя, ценные государственные бумаги и т.д. Изменился учет для целей налогообложения результатов переоценки ценных бумаг.

В соответствии со ст.

Тема 3.1 порядок исчисления и уплаты налога на прибыль банками

Инфо

На себестоимость относились отчисления в резервы только у банков при условии, что ценные бумаги, по которым создавался указанный резерв, отвечали определенным критериям. У остальных налогоплательщиков отчисления в указанные резервы в 2001 г. не уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль. С 1 января 2002 г. обязательным условием для отнесения расходов по созданию резервов под обесценение ценных бумаг на уменьшение налоговой базы будет наличие лицензии на осуществление дилерской деятельности.


Это условие должно соблюдаться и для кредитных организаций. Изменен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность.


По таким организациям налоговая база по обращающимся и необращающимся ценным бумагам исчисляется по совокупности.

Налогообложение организаций финансового сектора

Экономическое, финансовое, налоговое право (библиотека) ¦ ¦ Налогообложение организаций финансового сектора (Главная) ¦ ¦ Карта раздела ¦ Налог на прибыль организаций оказывает большое воздействие на стабильность функционирования банковской системы страны. Он является одним из основных элементов налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей страны.
Налог относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является организация, получившая прибыль, и окончательная сумма налога зависит от финансового результата хозяйственной деятельности организации. Порядок исчисления налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) регламентируется положениями главы 25 НК РФ, вступившей в силу 1 января 2002 г.

Налог на прибыль банков ставки

Итак, с 01 января 2002 года для банков действует новая редакция закона о налоге на прибыль, которая, на наш взгляд, практически полностью соответствует духу времени. Первое, и очевидно самое важное, что изменилось в этом налоге — это снижение ставки с 43% до 24%. Это является самым большим плюсом, который, произошел на протяжении реформ в налоговом законодательстве за последнее время, что позволило большинству кредитных, да и не только, учреждений улучшить свое положение.
Теперь, следует, подробнее остановится на налоговой базе налога на прибыль для банков. С введением в действие 25 главы НК РФ, определение налоговой базы для кредитных учреждений практически не изменилось, статьи доходов и расходов, участвующих в расчете налога остались почти такими же, и поэтому их можно сгруппировать в один перечень.

Налог на прибыль для банков

Отчисления по созданию резерва под возможные потери по ссудам, в том числе и выданным в иностранной валюте включаются в состав внереализационных расходов. Порядок создания резерва под возможные потери по ссудам определяется ЦБ РФ. С 1 января 2002 г прибыль банков и кредитных учреждений облагается налогом по ставке 24 %, в федеральный бюджет по ставке 5 %, в региональный — 17 %, в местный — 2 %. Сумма налога на прибыль определяется банками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Налоговым периодом признается календарный год. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль банками Гл. 25 НК РФ предусматривает три способа уплаты налога на прибыль: раз в квартал, раз в месяц исходя из прибыли за прошлый кварта, paз в месяц исходя из прибыли за предыдущий месяц.

Налог на прибыль для банков рб

  • доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
  • доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала банка, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам);
  • доходы в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;
  • доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 5

1.1.Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения 5

1.2. Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов коммерческих банков 9

1.3.Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка 15

ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НА ПРИМЕРЕ ООО КБ «КАЛУГА» 20

2.1. Организационно – экономическая характеристика ООО КБ «Калуга» 20

2.2. Расчет налога на прибыль, на примере ООО КБ «Калуга» 21

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность вопроса налогообложения прибыли банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.

Налог на прибыль относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он является федеральным налогом. Налог на прибыль занимает среди доходных источников бюджетов второе место после косвенных налогов. Основное функциональное предназначение этого налога - обеспечить эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.

Успешное развитие и эффективность банков в условиях рыночной экономики во многом зависит от постановки в банках налоговой работы, позволяющей правильно отражать достигнутые результаты деятельности банков для целей налогообложения, правильно рассчитывать налоговую базу и перечислять в бюджет то оптимальное количество налоговых платежей, чтобы оставшуюся в распоряжении банков прибыль направлять на развитие банковского бизнеса, построение надежной банковской системы.

На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.

Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов Государственного бюджета, что довольно-таки затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время находится на стадии подъема, и занимает существенную область в экономики нашей страны.

Целью написания курсовой работы является теоретическое исследование особенностей налогообложения коммерческих банков в РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть основные характеристики и значение налога на прибыль коммерческих банков в современной экономике.

    Произвести анализ расчета налога на прибыль, взимаемых с коммерческих банков на примере ООО КБ «Калуга».

    Проанализировать основные проблемы налогообложения прибыли коммерческих банков

При написании работы были использованы рассчетно-аналитический и статистический методы.

Объектом исследования в курсовой работе является комплексная система налога на прибыль в коммерческом банке. Субъект исследования - ООО КБ «Калуга».

При написании работы были использованы труды таких авторов как: Аронов А.В., Кашин В.А., Гончаренко Л.И. и других, а также законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Изложено на тридцати одном листе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

      Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;

Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;

Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;

Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах:

Непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;

Как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации. Граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

Как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Отметим, что принятый Налоговый Кодекс РФ называет в качестве субъектов налоговых отношений лишь шесть субъектов: налогоплательщиков (плательщики сборов), налоговых агентов, налоговые органы (министерство по налогам и сборам РФ), сборщиков налогов, Государственный таможенный Комитет и органы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, в качестве специфических самостоятельных участников налоговых отношений, банки и кредитные учреждения прямо не выделены. Однако Налоговый Кодекс в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.

Тема взаимоотношений банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов-налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения требований действующего законодательства в установленном порядке. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 2.12.1990 (в ред. Федеральных законов), Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России) № 86-ФЗ от 10.07.2002 принят ГД РФ 27.06.02г., другими федеральными законами и нормативными актами.

Фактически банки играют роль кровеносных сосудов в пополнении доходной части бюджета, то есть от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит полнота бюджета. На банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, кроме того банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, представлять информацию от открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения по перечислению налогов и сборов, о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает пополнение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.

Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние, как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее, недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение НДС, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банка, определяют их стабильность и устойчивость.

Сильнее всего сказываются на деятельности банков налог на прибыль и единый социальный налог, имеющие с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение.

Банки являются плательщиками следующих налогов:

Налога на добавленную стоимость (НДС) - наиболее важным моментом при определении налогооблагаемой базы по данному налогу для банков является то, что обложению налогом не подлежат банковские операции (за исключением инкассации), на проведение которых требуется банковская лицензия;

Налога на прибыль банков - банки так же, как и другие организации, применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Главой 25 НК РФ ст.290 ст. 291 установлены особенности формирования доходов и расходов, учитываемых при формировании налогооблагаемой базы;

Налога на имущество банков - специфика обложения налогом на имущество банков и других финансово-кредитных учреждений заключается, прежде всего в том, что его источником являются не финансовые результаты, как у прочих плательщиков, а операционные и прочие расходы;

Налог на прибыль является важнейшим налогом, уплачиваемым банками и другими кредитными учреждениями. В основе его исчисления лежат общие положения законодательных и инструктивных документов о порядке определения налоговой базы по расчету налога на прибыль. Однако специфика деятельности коммерческих банков и кредитных учреждений, а также особенности организации бухгалтерского учета в этих учреждениях обусловили особенности определения как доходов, так и расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль банками и кредитными учреждениями.

Плательщиками налога на прибыль выступают:

Коммерческие банки различной организационно-правовой формы, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка РФ;
филиалы иностранных банков-нерезидентов, получившие лицензию ЦБ РФ на проведение на территории РФ банковских операций;
Банк внешней торговли РФ;
кредитные учреждения, получившие лицензию ЦБ РФ на осуществление отдельных банковских операций.
Центральный банк РФ и его учреждения также являются плательщиками налога на прибыль.

Определение объекта налогообложения по налогу на прибыль у кредитных учреждений, включая банки, в целом не отличается от обычного подхода. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимается полученный доход, уменьшенный на величину признаваемых для целей налогообложения расходов. Однако состав доходов и расходов, а в некоторых случаях порядок определения их стоимостного эквивалента (налоговой базы) имеет особенности, устанавливаемые ст. 290 НК РФ «Особенности определения доходов банков» и ст. 291 НК РФ «Особенности определения расходов банков». Разделение доходов и расходов на доходы и расходы, связанные с реализацией продукции (работ, услуг), и внереализационные доходы и расходы осуществляется в общем порядке.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

При исчислении налогов, налоговым периодом является календарный год.. Отчетным периодом – I квартал, по лугодие, 9 месяцев.

Общая ставка налога на прибыль составляет 20 %, в том числе в Федеральный бюджет – 2%, в бюджеты субъектов РФ – 18%.

Начисление налога на прибыль, в том числе авансовых платежей:

Дт 70611 «Налог на прибыль» (А)

Перечисление налога на прибыль и авансовых платежей:

Дт 60301 «Расчеты по налогам и сборам»(П)

Кт 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»(А)

По итогам каждого отчетного(налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа. Кроме этого, в течении отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.


Сумма ежемесячного авансового платежа принимается равной суммам ежемесячных авансовых платежей в соответствующих предыдущих налоговых периодах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Если в результате расчетов сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право также исчислять ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. В этом случае исчисление сумм производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей изходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в который происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течении налогового периода.

Корректировка суммы налога на прибыль, причитающейся к уплате по итогам отчетного(налогового) периода, отражается записями

Доначисление налого, а также дополнительный платеж в бюджет, исчисленный исходя из суммы доплаты налога и авансовых взносов, скорректированный на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом:

Дт 70611 «Налог на прибыль»(А)

Кт 60301 «Расчеты по налогам и сборам» (П)

Излишне начисленный(уплаченный) налог на прибыль:

Дт 60302 «Расчеты по налогам и сборам»(А)

Кт 70611 «Налог на прибыль»(А)