Транспортный налог в учетной политике казенное учреждение. Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)

08.04.2024 Инвестиции

Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей) устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ). При этом региональным законодателям предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то за I, II и III кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую нужно будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой начисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Сроки уплаты

Сроки уплаты транспортного налога (перечисления авансовых платежей) устанавливаются региональными законами. При этом срок уплаты годовой суммы налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Если срок перечисления транспортного налога (авансового платежа) выпадает на нерабочий день, то налог (авансовый платеж) перечислите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание: если транспортный налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда перечисление отражено на лицевом счете учреждения, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ) .

Внимание: если неуплата налога выявлена в результате проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 процентов.

Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Куда платить налог

Транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Местонахождением водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) признается место их госрегистрации. Местонахождением воздушного транспорта является местонахождение организации - собственника воздушного судна. Такой порядок следует из положений подпунктов 1 и 1.1 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ, статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Местонахождением остальных транспортных средств (автомототранспорт) признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрировано транспортное средство. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в зависимости от вида транспортного средства платить за него транспортный налог нужно в региональный бюджет по одному из перечисленных мест.

Ситуация: как платить транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду. Арендатор находится на территории другого региона?

Платите налог по местонахождению автомобиля, которое указано в уведомлении о постановке организации на налоговый учет (форма № 1-3 Учет).

Действующий порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД предусматривает регистрацию автомобиля либо по местонахождению организации-собственника, либо по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 24.3 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Из этого правила есть некоторые исключения, но передача транспортного средства в аренду к ним не относится. Поэтому транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду, нужно перечислять в региональный бюджет по местонахождению организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль.

Ситуация: куда и по каким ставкам платить транспортный налог на автомобиль, переданный в лизинг? Лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных регионах. Автомобиль зарегистрирован на лизингополучателя

Платите налог по местонахождению лизингополучателя.

Организация должна перечислять транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Собственником автомобиля, переданного в лизинг, является лизингодатель (ст. 665 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ). Но зарегистрировать автомобиль на срок действия договора лизинга по соглашению сторон ГИБДД может на лизингополучателя - по его местонахождению (п. 48.2 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Поэтому платить налог нужно по местонахождению автомобиля, которое указано в уведомлении о постановке организации на налоговый учет (форма № 1-3 Учет). В рассматриваемой ситуации транспортный налог нужно перечислять по местонахождению лизингополучателя и по ставкам, которые установлены в его регионе. Лизингополучатель начинает платить налог со следующего месяца после регистрации автомобиля. Например, если регистрация состоялась 20 февраля, то за январь-февраль налог должен заплатить лизингодатель, а начиная с марта плательщиком транспортного налога становится лизингополучатель.

Это следует из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 21 октября 2013 г. № 03-05-06-04/43844, от 14 октября 2013 г. № 03-05-05-04/42742, от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435, ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368.

Ситуация: куда платить транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал: по местонахождению головного отделения организации или по местонахождению филиала ?

Платите налог по местонахождению филиала.

Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Платить налог нужно по местонахождению автомобиля, которое указано в уведомлении о постановке организации на налоговый учет (форма № 1-3 Учет). В рассматриваемой ситуации транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал, нужно перечислять в региональный бюджет по местонахождению филиала.

Это следует из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-05-05-04/42742, от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435, ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368.

Ситуация: куда платить транспортный налог, если в течение одного месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения организации на другое? Обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ

Налог придется платить в бюджеты разных регионов.

Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Действующий порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД предусматривает регистрацию автомобиля либо по местонахождению организации-собственника, либо по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 24.3 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Место регистрации указывается в уведомлении о постановке организации на налоговый учет по местонахождению автомобиля (форма № 1-3 Учет).

Если в течение месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения на другое, транспортный налог нужно перечислить:

  • за тот месяц, в котором произошла перерегистрация, - в бюджет региона первого подразделения, в котором автомобиль состоял на учете до перерегистрации;
  • начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации, - в бюджет региона второго подразделения, в котором автомобиль состоит на учете после перерегистрации.

Рассчитывать суммы налога нужно по ставкам, которые установлены законами соответствующего региона.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11 и ФНС России от 20 июля 2012 г. № БС-4-11/12083.

Оформление платежных документов

Платежные поручения на перечисление транспортного налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Особенности заполнения платежных поручений при перечислении средств в бюджет представлены в таблице .

Пример расчета транспортного налога для уплаты в бюджет

На балансе ООО «Альфа» (г. Москва) числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 85 л. с. Ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств составляет 12 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Срок уплаты транспортного налога за 2014 год - не позднее 5 февраля 2015 года. Уплата авансовых платежей по транспортному налогу в г. Москве не предусмотрена.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал транспортный налог так:
85 л. с. × 12 руб./л. с. = 1020 руб.

4 февраля 2015 года бухгалтер перечислил по реквизитам налоговой инспекции сумму рассчитанного налога (1020 руб.).

Уплата при ликвидации

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате транспортного налога исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации. Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

  • задолженность людям, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (например, организация должна возместить вред, причиненный здоровью покупателя из-за недостатков товара);
  • долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;
  • задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Уплата при реорганизации

При реорганизации транспортный налог должны уплачивать:

  • организация, возникшая при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);
  • организация, возникшая при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);
  • организация, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);
  • организации, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму транспортного налога должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом по транспортному налогу для реорганизованной организации признается период с начала года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Поэтому рассчитанная по завершающей декларации сумма признается не авансовым платежом, а налогом. Так как при реорганизации сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ), то правопреемник должен перечислить транспортный налог в срок, установленный региональным законом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

При начислении и уплате транспортного налога делайте проводки:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51
– уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
– начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) рассчитайте в бухгалтерской справке. Этот документ является основанием для включения транспортного налога (авансовых платежей) в состав расходов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Порядок налогового учета транспортного налога зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сделать это нужно в том же периоде, за который авансовые платежи рассчитаны. Так следует поступать несмотря на то, что с 2011 года организации освобождены от составления расчетов авансовых платежей по транспортному налогу. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/1/333 и от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254.

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по транспортному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты. Такими документами, например, могут быть:

Справка бухгалтера;

Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу;

Регистры налогового учета и т. д.

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.

Если организация использует метод начисления, сумму транспортного налога (авансовых платежей) включите в состав расходов в момент начисления – в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть на дату составления бухгалтерской справки с расчетом налога (авансового платежа). Если организация применяет кассовый метод, сумму транспортного налога (авансовых платежей) включите в состав расходов на дату перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе (находится в простое, сдан в аренду и т. п.)?

Ответ: да, можно, при условии, что автомобиль используется в деятельности, направленной на получение доходов.

При налогообложении прибыли налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, упомянутых в ст. 270 НК РФ), рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Организация вправе признать такие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Однако списывая те или иные расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли, нужно учитывать, что все они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Такие ограничения установлены пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Налогов, плательщиком которых является организация, эти ограничения тоже касаются.

Экономическим основанием для уплаты транспортного налога является требование главы 28 Налогового кодекса РФ.

Документальным подтверждением расходов могут быть декларация по транспортному налогу и платежные документы на перечисление налога в бюджет.

Что касается связи расходов с деятельностью, направленной на получение доходов, то в отношении транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе, такая связь неочевидна. Сама по себе обязанность платить транспортный налог, предусмотренная статьей 357 Налогового кодекса РФ, эту связь не подтверждает.

Использование автомобиля в деятельности, направленной на получение доходов, не предполагает его ежедневную эксплуатацию. Достаточно, чтобы деятельность организации подразумевала наличие ситуаций, в которых автомобиль необходим (перевозка грузов, пассажиров, служебные поездки сотрудников и т. п.). Поэтому если в течение какого-то времени автомобиль находится в простое, расходы в виде транспортного налога по этому автомобилю можно признать связанными с деятельностью, направленной на получение доходов.

Наличие такой связи можно признать и в том случае, если автомобиль сдан в аренду. Поступающая в организацию арендная плата является доходом, следовательно, уплату транспортного налога за арендованный автомобиль можно рассматривать как одно из условий получения этого дохода.

Другое дело – передача автомобиля в безвозмездное пользование по договору ссуды (ст. 689 ГК РФ). Поскольку в этом случае транспортное средство не используется в деятельности, направленной на получение дохода, при проверке налоговая инспекция может исключить из состава расходов транспортный налог за те периоды, когда автомобиль эксплуатировался ссудополучателем.

В некоторых случаях можно отнести на расходы транспортный налог по автомобилю, собственником которого организация не является, но который не был снят с регистрационного учета в ГИБДД. Например, если бывший собственник внес автомобиль в уставный капитал другой организации и заключил с новым владельцем договор на аренду этого транспортного средства. Поскольку автомобиль использовался в производственной деятельности арендатора, ФАС Северо-Западного округа признал, что уплаченный им транспортный налог может уменьшать налогооблагаемую прибыль, поскольку в этом случае критерии пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ соблюдаются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А66-5535/2011).

Устойчивая арбитражная практика по рассматриваемой проблеме не сложилась. Таким образом, в каждой конкретной ситуации когда автомобиль не используется в производственном процессе, организация должна самостоятельно принимать решение о включении транспортного налога в состав расходов. Причем если налоговая инспекция не согласится с принятым решением, свою позицию организации придется отстаивать в суде.

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму транспортного налога не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, транспортный налог включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Неуплаченный транспортный налог при расчете единого налога не учитывайте.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на формирование налоговой базы по ЕНВД расходы в виде транспортного налога не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то транспортное средство может быть использовано в обоих видах деятельности одновременно. В этом случае сумму транспортного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Если транспортное средство используется в одном из видов деятельности, то транспортный налог распределять не надо.

Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на общей системе налогообложения, можно учесть при расчете налога на прибыль. Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на ЕНВД, при налогообложении учесть нельзя.

Пример распределения расходов по транспортному налогу. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» (г. Электросталь Московской области) продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В марте доходы, полученные «Гермесом» от различных видов деятельности, составила:

- по оптовой торговле (без учета НДС) – 12 000 000 руб.;
- по розничной торговле – 4 000 000 руб.

Организация использует несколько грузовых автомобилей для доставки товаров оптовым и розничным покупателям. В марте с этих транспортных средств начислен авансовый платеж по транспортному налогу за I квартал в сумме 10 300 руб.

Расходы по транспортному налогу относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за март составляет:
12 000 000 руб. : (12 000 000 руб. + 4 000 000 руб.) = 0,75.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, равна:
10 300 руб. × 0,75 = 7725 руб.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которая относится к деятельности организации на ЕНВД, равна:
10 300 руб. – 7725 руб. = 2575 руб.

Эта сумма (2575 руб.) при налогообложении не учитывается.

Расчеты по транспортному налогу отражаются на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам". Для этого к счету 68 открывается субсчет "Расчеты по транспортному налогу" (Инструкция к Плану счетов). Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.

При начислении и уплате транспортного налога делаются проводки :

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"

Начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу", Кредит 51

Уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу"

Начислен транспортный налог.

При расчете налога на прибыль сумму транспортного налога учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то сумму налога включают в состав расходов только после перечисления ее в бюджет (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, сумму транспортного налога включают в расходы в момент начисления - в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 1 п. 7 ст. 272 и п. 1 ст. 318 НК РФ).

Отметим, что при расчете налога на прибыль можно учесть сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в производственном процессе (находится в простое, передан на хранение в другую организацию и т. д.). Это следует из положений пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Транспортный налог соответствует всем критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:

У организации имеется обязанность заплатить налог (даже по неиспользуемым транспортным средствам);

Сумма налога подтверждена документально (декларацией, расчетом авансовых платежей, платежными поручениями).

Если организация применяет "упрощенку" и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму транспортного налога не учитывают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, транспортный налог включают в состав расходов (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Неуплаченный транспортный налог при расчете единого налога не учитывается.

Если организация применяет ЕНВД, то объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на формирование налоговой базы по ЕНВД расходы в виде транспортного налога не влияют.

Если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то транспортное средство может быть использовано в обоих видах деятельности одновременно. В этом случае сумму транспортного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Если транспортное средство используется в одном из видов деятельности, то транспортный налог распределять не надо.

Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на общей системе налогообложения, можно учесть при расчете налога на прибыль. Сумму транспортного налога, относящуюся к деятельности организации на ЕНВД, при налогообложении учесть нельзя.

Чтобы распределить транспортный налог, необходимо определить долю доходов, полученных от разных видов деятельности. При этом долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения рассчитывают по формуле:

Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения делятся на Доходы от всех видов деятельности .

Транспортный налог, который относится к деятельности организации на общей системе налогообложения, рассчитывают так:

Транспортный налог умножается на Долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения .

Транспортный налог, который относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, рассчитывают по формуле:

Общий транспортный налог за минусом Транспортного налога, который относится к деятельности организации на общей системе налогообложения .

При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности используют показатели за месяц, в котором распределяется сумма транспортного налога (авансового платежа). Такой порядок предусмотрен в Письме ФНС России от 23 января 2007 г. N САЭ-6-02/31@.

Пример . ООО "Крата" (г. Тамбов) продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке за каждый месяц отчетного (налогового) периода. Выручка, полученная ООО "Крата" от различных видов деятельности в июне 2010 г., составляет:

По оптовой торговле (без учета НДС) - 700 000 руб.;

По розничной торговле - 300 000 руб.

Организация использует несколько грузовых автомобилей для доставки товаров оптовым и розничным покупателям. В июне по этим транспортным средствам начислен авансовый платеж по транспортному налогу за II квартал 2010 г. в сумме 20 000 руб.

Расходы по транспортному налогу относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер ООО "Крата" сопоставил выручку по оптовой торговле с общим объемом товарооборота.

Доля выручки от оптовой торговли в общем объеме доходов от реализации за июнь составляет 0,7 (700 000 руб. : (700 000 руб. + 300 000 руб.)).

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, равна 14 000 руб. (20 000 руб. x 0,7).

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, которая относится к деятельности организации на ЕНВД, равна 6000 руб. (20 000 руб. - 14 000 руб.) (эта сумма при налогообложении не учитывается).

Бюджетные учреждения с начала действия налоговой системы в России выступали налогоплательщиками по основным налогам, но с учетом особенностей, которые предусматривались в законодательстве о налогах и сборах. Рассмотрим практические вопросы исчисления и учета основных налогов в современный период, учитывая изменения в правовом регулировании бюджетных учреждений и в порядке их финансирования из соответствующих бюджетов.

Сфера деятельности государственных и муниципальных бюджетных учреждений не ограничена законодательством (в отличие от других двух форм учреждений). Они создаются для выполнения услуг и работ в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и иных сферах деятельности. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ для выполнения государственного (муниципального) задания.

Бюджетным учреждениям разрешено осуществлять платные услуги для организаций и физических лиц как сверх утвержденного государственного (муниципального) задания, а также в пределах задания в тех случаях, если это предусмотрено федеральными законами. При этом важно заметить, что бюджетные учреждения вправе оказывать платные услуги лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, при условии что такая деятельность указана в учредительных документах учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Известно, что Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" утверждены новые Правила оказания платных услуг образовательными учреждениями, которые действуют с начала 2014 г. Порядок предоставления платных медицинских услуг определен в Постановлении Правительства от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", который действует с января 2013 г. Формирование перечня платных услуг, их стоимости, порядок заключения договоров с физическими лицами и организациями должны осуществляться с учетом требований названных Постановлений Правительства РФ.

Для бюджетных учреждений обязательным является открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства, на которых ведется учет движения субсидий и поступлений по платным услугам. Бюджетные учреждения не имеют права:

Хранить средства, полученные от предоставления платных услуг, на счетах в коммерческих банках;

Совершать операции с ценными бумагами.

Практически все бюджетные учреждения потенциально могут являться плательщиками таких налогов, как:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Налог на прибыль организаций;

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Земельный налог.

Кроме того, они могут уплачивать государственную пошлину при совершении юридически значимых действий, если в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) не предусмотрено их освобождения от уплаты в составе предусмотренных льгот по государственной пошлине.

Бюджетные учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения не вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности по оказанию услуг общественного питания, если такая деятельность является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и услуги общественного питания оказываются непосредственно этими учреждениями.

С января 2011 г. утратила силу ст. 321.1 НК РФ "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями", но в 2012 г. была введена ст. 331.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями", в которой определены особенности налогового учета на период до 01.07.2012, т.е. когда бюджетные учреждения должны были перейти на финансирование в форме субсидий. Следовательно, в настоящее время на бюджетные учреждения распространяются общие правила по учету доходов и расходов для целей налогообложения.

По налогу на добавленную стоимость с января 2012 г. согласно ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями (как и автономными) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Бюджетные учреждения могут также освободить себя от обязанностей плательщика НДС по облагаемым операциям в соответствии с положениями ст. 145 НК РФ, учитывая, что доходы от прочих видов деятельности, облагаемых НДС, как правило, невелики. Для освобождения необходимо, чтобы облагаемые доходы за три последовательных месяца не превышали 2 млн руб.

Основные платные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и так далее не облагаются НДС в соответствии с перечнем ст. 149 НК РФ. Этот перечень является закрытым и обязательным для всех налогоплательщиков. В соответствии со ст. 149 НК РФ в бюджетных учреждениях здравоохранения не облагаются такие услуги, как:

Услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

Услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;

Услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

Услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

Услуги патолого-анатомические;

Услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

В бюджетных учреждениях сферы образования не подлежат налогообложению услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Подлежат налогообложению НДС в бюджетных организациях такие операции, как реализация услуг и продукции собственного производства, покупной продукции, если не предусмотрено их освобождение по ст. 149 НК РФ, а также доходы от аренды движимого и недвижимого имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом только с согласия учредителя. Доходы от аренды такого имущества подлежат налогообложению НДС. В сумму арендной платы, как правило, не должны включаться возмещаемые арендатором расходы потребленных коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг целесообразно определять в отдельном договоре, тем более что эти поступления у арендодателя - бюджетного учреждения не облагаются НДС, так как учреждение не является поставщиком услуг и не выполняет роли налогового агента. Стоимость возмещаемых коммунальных услуг в таком случае предъявляется арендатору без выделения в документах НДС.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность включения коммунальных услуг в общую сумму арендной платы, но в этом случае стоимость коммунальных услуг в договоре не должна выделяться, арендная плата определяется в фиксированной сумме (ст. 614 ГК РФ). Такой метод является невыгодным как для арендатора, так и для арендодателя, так как стоимость потребляемых услуг не является постоянной, возможны существенные колебания как по натуральным показателям потребленных арендатором услуг, так и в связи с изменением регулируемых тарифов на услуги в течение срока аренды.

Кроме того, неоправданно будет завышена сумма НДС, выделяемая в счетах-фактурах при предъявлении их арендатору. Поэтому на практике учреждения заключают отдельные договоры с арендаторами на возмещение коммунальных услуг.

При наличии облагаемых операций по НДС бюджетные учреждения имеют право на налоговый вычет, но при условии наличия раздельного бухгалтерского учета облагаемых и необлагаемых оборотов в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

Бюджетные учреждения - налогоплательщики НДС обязаны вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (в ред. от 24.10.2013). Здесь важно учесть, что в книге покупок отражается НДС, принимаемый к вычету по счетам-фактурам, выставленным поставщиками услуг, только в части, которая относится к облагаемым операциям по НДС.

Учет операций по начислению и уплате НДС осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Рассмотрим условный пример учета операций за налоговый период (квартал).

Пример. Бюджетное учреждение имеет доходы от сдачи в аренду помещения, получает возмещение по коммунальным услугам, ведет раздельный учет доходов и расходов, связанных со сдачей в аренду помещений. Лицевой счет бюджетного учреждения открыт в территориальном органе Федерального казначейства.

Исходные данные: арендная плата за квартал предъявлена арендатору по счету-фактуре (либо по универсальному передаточному документу) в сумме 82 600 руб., в том числе НДС по ставке 18% - 12 600 руб. Стоимость потребленных коммунальных услуг арендатором согласно показаниям счетчиков и по расчетам определена в сумме 23 000 руб. (с учетом НДС) за квартал. Поставщики коммунальных услуг предъявили бюджетному учреждению за квартал счета-фактуры (универсальный передаточный документ) на сумму 177 000 руб., в том числе НДС - 27 000 руб.

В рассмотренном примере учреждение имеет право на налоговый вычет по НДС, который следует определять в соответствии с расчетом (методом), предусмотренным в учреждении. В гл. 21 НК РФ нет никаких указаний по методу распределения "входного" НДС между облагаемыми и необлагаемыми доходами. В бюджетных учреждениях определение пропорции по доходам невозможно, так как основные доходы-субсидии не признаются выручкой (реализацией), не облагаются НДС и не могут участвовать в расчете пропорции. Предположим, что учреждение распределяет "входной" НДС по коммунальным услугам по удельному весу площади, сдаваемой в аренду, который составляет 10%. Пропорцию рекомендуется определять за налоговый период (квартал).

В бухгалтерском учете учреждения операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по НДС должны быть отражены следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Бухгалтерские операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по налогу на добавленную стоимость

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Предъявлена арендатору арендная плата с НДС

2 205 21 560

2 401 10 120

Исчислен НДС по аренде

Учтены коммунальные услуги в части деятельности по выполнению государственного задания

Предъявлены коммунальные услуги арендатору (учтены доходы)

Учтен НДС от поставщика услуг

Исчислен по расчету вычет по НДС

НДС по коммунальным услугам учтен в расходах по основной деятельности

Перечислен НДС в бюджет по срокам

Арендатором уплачена арендная плата

От арендатора поступила компенсация за коммунальные услуги

Налог на прибыль организаций в бюджетных учреждениях исчисляется в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ. Бюджетные субсидии, предоставляемые учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), имеют целевой характер и в соответствии со ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по данному налогу.

Важно заметить, что в ст. 251 НК указано, что учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, учитывают суммы арендной платы как налогооблагаемые доходы, а расходы, связанные с содержанием имущества, предоставленного в аренду, учитываются в расходах для исчисления налога на прибыль организаций. Это обусловлено еще и тем, что такие расходы не финансируются из бюджета согласно ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, в которой указано, что в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, финансовое обеспечение такого имущества учредителем не осуществляется.

С 2011 г. учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, может применяться нулевая ставка по налогу, но при соблюдении условий, установленных в ст. 284.1 НК РФ.

Главное, чтобы образовательная и медицинская деятельность соответствовала Перечню, установленному в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 "Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций" (далее - Постановление N 917).

В Постановлении N 917 видами образовательной деятельности считается реализация:

Основной образовательной программы дошкольного образования;

Аккредитованных основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры), послевузовского профессионального образования;

Дополнительных образовательных программ и программ профессиональной подготовки, осуществляемых образовательными учреждениями.

Перечень медицинских услуг очень обширный и включает почти 130 видов услуг. Образовательные и медицинские бюджетные учреждения вправе применять нулевую ставку НДС в соответствии с НК РФ, если они удовлетворяют следующим условиям:

1) если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ;

3) если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%;

4) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

5) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

В случае если будет не соблюдено хотя бы одно из перечисленных условий в течение налогового периода, то учреждение теряет право на нулевую ставку и обязано исчислить налог на прибыль организаций по ставке 20% с обязательным начислением и уплатой пени.

По окончании налогового периода учреждения обязаны представлять в налоговый орган следующие сведения:

Об удельном весе доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы;

О численности работников в штате организации;

О численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

Если эти данные не будут представлены в установленный срок в налоговые органы, то налог на прибыль организаций также должен быть исчислен по обычной ставке и с начислением пени.

Очень важно помнить, что учреждения, применявшие нулевую налоговую ставку, а потом перешедшие на применение налоговой ставки 20%, в том числе в связи с несоблюдением перечисленных выше условий, вправе повторно перейти на применение нулевой ставки по налогу в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки 0%.

Доходы от сдачи в аренду имущества учитываются на балансовом сч. 2 401 10 120 "Доходы от собственности", а возмещаемые коммунальные услуги - на сч. 2 401 10 130. Расходы, связанные с получением указанных доходов, учитываются по кодам КОСГУ на счете 2 401 20 000. По итогам отчетных периодов (квартал, полугодие и 9 мес.) и за год определяются сумма налогооблагаемой прибыли и налог на прибыль организаций в установленном порядке.

По налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу особенность заключается в том, что плательщиком этих налогов является учредитель учреждения, сумма исчисленных налогов учитывается в прочих расходах, их уплата производится за счет субсидии. Исчисление налогов производится в соответствии с гл. 28, 30 и 31 НК РФ.

В бухгалтерском учете исчисленные налоги отражаются на основе налоговых деклараций, а их перечисление в бюджет - на основе заявок на кассовый расход при соблюдении правил, изложенных в Приказе Казначейства России от 19.07.2013 N 11н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений".

Исчисленные и уплаченные налоги в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками (цифры условные) (табл. 2).

Таблица 2

Бухгалтерские проводки, отражающие исчисленные и уплаченные налоги

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Исчислен налог на прибыль организаций

Перечислен налог на прибыль организаций в бюджет

Исчислен налог на имущество организаций

Уплачен налог на имущество организаций

Исчислен земельный налог

Перечислен земельный налог в бюджет

Исчислен транспортный налог

Уплачен в бюджет транспортный налог

Итак, для бюджетных учреждений важно правомерно определять объекты налогообложения, осуществлять раздельный учет активов, обязательств, финансовых результатов в соответствии с источниками их формирования, т.е. за счет бюджетных средств и доходов от деятельности, приносящей доход. Именно по раздельному учету на практике часто возникают проблемные вопросы в ситуациях, когда, например, сложно рассчитать, выделить коммунальные услуги, подлежащие предъявлению арендатору небольшой части недвижимого объекта и др. Эти ситуации заслуживают отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ.

4. Информационный банк "Путеводитель по налогам". Практическое пособие по НДС // СПС "КонсультантПлюс".

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

7. Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций: Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 917.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

9. О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений: Приказ Казначейства России от 19.07.2013 N 11н.

10. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

12. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706.

13. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

Проводки по начислению транспортного налога могут быть разными. От чего будет зависеть запись в проводках тех или других бух. счетов, а также порядок, в котором учитывается налог на автотранспорт, вы сможете узнать из следующей статьи.

Налог на автотранспорт признается затратами организации от осуществления деятельности. Его бухгалтерский учет будет зависеть от того, где используется налогооблагаемый объект (транспорт). Юрлицо должно знать, что оно должно рассчитывать налог и учитывать его в бухучете по каждому ТС, находящемуся в его собственности.

В бух. учете все операции, связанные с налогом на ТС, записываются по счету «расчеты по транспортному налогу» (68.7).

Основные бух. проводки по транспортному налогу следующие:

  1. Д20, 23, 25, 26, 44 – К68.7 – произошло начисление налога на автотранспорт или аванса. Сумма проводки рассчитывается так: база налога умножается на налоговую ставку. Основанием для совершения проводки будут являться справка-расчет бухгалтера и транспортная декларация.
  2. Д68.7 – К51 – плательщик перечислил аванс по налогу или сам налог. Сумма проводки рассчитывается так же, как и в предыдущем случае. Первичной документацией будет являться выписка из банка и платежное поручение.

Если автотранспорт применяется в деятельности, не являющейся основной, налог учитывается по счету «прочие расходы» (91.2). В данном случае бухгалтерские проводки по транспортному налогу выглядят следующим образом:

  1. Д91.2 – К68 – произошло начисление аванс по налогу или сам налог.
  2. Д68 – К51 – компания оплатила налог или аванс.

Так как компании-упрощенцы не освобождаются от уплаты налога на транспорт, они платят его на общих основаниях.

Проводки по начислению транспортного налога при УСН следующие:

  1. Д99 – К68 – начислен налог на транспорт, или аванс по нему.
  2. Д68 – К51 – упрощенец произвел уплату налога, или аванса по нему.

Налоговый и бухгалтерский учет налога на транспорт

Порядок осуществления налогового учета будет напрямую зависеть от системы налогообложения, на которой находится организация.

При нахождении на упрощенке (доходы) транспортный налог не входит в состав налоговой базы.

При нахождении на упрощенке (доходы – расходы) сама сумма налога и аванс по нему включаются в расходы. Делается это в тот день, когда всю сумму перечисляют в бюджет.

При нахождении на ЕНВД налогооблагаемым объектом является вмененный доход. В связи с этим налог на транспорт не влияет на формирование налоговой базы.

В случае, когда плательщик налогов находится сразу на двух режимах, на общем и на ЕНВД, и транспорт применяется в двух режимах, сумму налога следует поделить. Если автотранспорт используется только в одном режиме, выполнять данное действие нет необходимости. При применении транспорта в целях общего режима, его возможно учесть так, чтобы сделать налог на прибыль меньше, при использовании на ЕНВД этого сделать не получится.

Для того, чтобы правильно распределить налог между режимами, нужно подсчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Для подсчета части доходов по общему режиму необходимо поступить следующим образом: разделить прибыль от общего режима на прибыль от всей деятельности. Транспортный налог по общей системе рассчитывается так: общая сумма налога умножается на долю прибыли, полученной на общем режиме. Оставшаяся сумма будет являться налогом на транспорт, полученным на ЕНВД.