Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте российской федерации. Сравниваем разницу между темпами роста доходов и расходов по налоговой отчетности с разницей между темпами

08.02.2024 Заработок 

Ведущий эксперт журнала «Главбух»

Узнать, грозит ли компании выездная проверка, можно проанализировав финансовые показатели. Инструкция по их расчету - в этой статье. В ней же информация о том, какие документы и пояснения могут предотвратить визит налоговиков.

Вот три основных критерия, которые инспекторы будут использовать при планировании выездных проверок по налогу на прибыль:
- убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности;
- рентабельность отклоняется от среднестатистического уровня;
- темп роста расходов опережает темп роста доходов.

Эти критерии - из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

О первом из этих критериев - убытках в бухгалтерской и налоговой отчетности - мы подробно рассказали в прошлом номере журнала (см. «Главбух» № 13, 2007, стр. 73-78). Поэтому сейчас на этом критерии останавливаться не будем. А вот значения показателей рентабельности и темпов роста доходов и расходов проанализируем подробно.

О том, как инспекторы будут использовать данные показатели, ФНС России рассказала в специальном документе. Он называется «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25 июня 2007 г.». Документ выпущен как приложение к Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и опубликован на официальном сайте налоговой службы (www.nalog.ru).

Сравнение рентабельностисо среднестатистическим уровнем

Оценивать этот критерий инспекторы будут на основании бухгалтерской отчетности предприятия за предыдущий год. Взяв из нее необходимые цифры, они рассчитают два показателя - рентабельность продаж и рентабельность активов.

Полученные значения налоговики сравнят со среднестатистическими показателями рентабельности по тому виду деятельности, которым занимается компания. И если окажется, что хотя бы один из коэффициентов рентабельности меньше среднеотраслевого на 10 процентов и более, налоговики включат организацию в список подозрительных.

Конкретные значения среднестатистических показателей за 2006 год по всем отраслям экономической деятельности ФНС России привела в приложении 2 к Общедоступным критериям. А о том, как рассчитать показатели рентабельности по конкретному предприятию, мы расскажем ниже.

Рентабельность продаж

Как рассчитать показатель. Его значение инспекторы будут определять по формуле:
Рпр = ФРпр: Спр,
где Рпр - рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг;
ФРпр - финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж (показатель строки 050 Отчета о прибылях и убытках);
Спр - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020, 030, 040 Отчета о прибылях и убытках).

Понятно, что если по итогам года в отчетности был отражен убыток, значение рентабельности продаж получится отрицательным.

Проанализируем среднестатистические показатели за 2006 год, приведенные налоговой службой в приложении 2 к Общедоступным критериям.

В некоторых отраслях средний уровень рентабельности не превышает 10 процентов. Например, для строительных организаций средняя рентабельность продаж составляет 5,6 процента, для предприятий розничной торговли - 4,9 процента, для образовательных организаций - 6,6 процента. Поскольку налоговики считают допустимыми отклонения в пределах 10 процентов, получается, что для предприятий этих отраслей вполне нормальной будет считаться даже отрицательная рентабельность. То есть небольшие убытки.

А вот для других сфер деятельности отрицательная рентабельность продаж - свидетельство подозрительных отклонений от среднего уровня рентабельности (более чем на 10%). В частности, это относится к предприятиям оптовой торговли (средняя рентабельность продаж - 14,1%), металлургического производства (средняя рентабельность продаж - 36,3%), для финансовой деятельности (средняя рентабельность продаж - 17,6%). Даже небольшие убытки в отчетности предприятий этих отраслей инспекторы будут считать подозрительными.

Как обосновать отклонения. Допустим, расчеты показали, что рентабельность продаж за год отклоняется от среднестатистической более чем на 10 процентов. И все же это еще не значит, что в ближайшем будущем к вам непременно придут с выездной проверкой. По словам представителей ФНС России, перед тем, как включить компанию в план проверок, инспекторы будут выяснять причины отклонений. Делать это они будут в рамках камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль на основании статьи 88 Налогового кодекса РФ. Эта статья предоставляет инспекторам право требовать в ходе проверки необходимые пояснения и документы. Разберемся, какие документы имеет смысл подготовить, чтобы подозрения с компании были сняты.

Самая распространенная причина, по которой рентабельность продаж может оказаться низкой, - это вынужденные неприбыльные операции по реализации товаров. Они хоть и являются нежелательными, но могут встретиться в деятельности любой компании. Вызваны они могут быть совершенно разнообразными причинами. Например:
- истечением срока годности или моральным устареванием товара;
- ростом закупочных цен при невозможности изменения цен реализации;
- распродажей товара из-за смены направления деятельности.

Имейте в виду: во всех ситуациях, когда компания продает товары по сниженным ценам, обоснованность расходов имеет смысл подтверждать дополнительными документами.

В частности, ими могут быть:
- акт (или протокол) инвентаризационной комиссии;
- приказ руководителя о снижении цен.

В акт инвентаризационной комиссии имеет смысл включить:
- сведения о характеристиках, свойствах и качестве товара;
- причины, по которым его нельзя продать с прибылью;
- заключение о вынужденной необходимости совершить сделку с убытком.

Другая распространенная причина неприбыльных продаж - демпинговая политика, направленная на расширение рынка сбыта и вытеснение конкурентов. В этом случае главный документ, подтверждающий обоснованность неэффективных продаж, - бизнес-план либо утвержденная руководителем маркетинговая политика. Если из этих документов будет видно, что низкая рентабельность продаж запланирована изначально, дополнительных вопросов у инспекторов быть не должно. Ведь конечная цель этой стратегии - получение прибыли от продаж в будущем.

Рентабельность активов

Как рассчитать показатель. Формула, которую будут применять инспекторы, выглядит так:
Pa = ФРa: Ca,
где Рa - рентабельность активов;
ФРа - финансовый результат (прибыль или убыток) (показатель строки 190 Отчета о прибылях и убытках);
Сa - стоимость активов (показатель валюты баланса).

Если в отчетности был отражен убыток, показатель ФРа будет отрицательным и, соответственно, значение коэффициента рентабельности продаж тоже.

Как обосновать отклонения. Рентабельность активов - более общий показатель, чем рентабельность продаж. Он показывает, насколько прибыльны все затраты предприятия в целом. Соответственно, низкое значение этого показателя может быть вызвано прежде всего теми же причинами, что и низкое значение показателя рентабельности продаж.

Приведем несколько примеров. Допустим, в 2006 году организация провела дорогостоящий ремонт. Затраты на него списаны единовременно, что и явилось причиной низкого показателя рентабельности активов. В этой ситуации достаточно иметь документы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат на ремонт. Кроме того, не помешает запастись приказом руководителя о необходимости проведения ремонта и утвержденной им сметой расходов.

Или такая распространенная ситуация. Организация решила заняться новым видом деятельности. В связи с этим в 2006 году она потратила много средств на маркетинговые исследования, консультации со специалистами, закупку нового оборудования, научные разработки и т. п. Однако получить отдачу от этих затрат планируется только через несколько лет. Естественно, по итогам 2006 года показатель рентабельности активов получится достаточно низким. Обосновать эту ситуацию поможет грамотно составленный бизнес-план. Из него должно быть видно, что крупные расходы при минимальных доходах на начальном этапе развития запланированы изначально. А приносить прибыльти первоначальные вложения начнут только через несколько лет.

Кроме того, на показатель рентабельности активов могут повлиять и крупные сделки, напрямую не связанные с доходами и расходами от продаж. Например, компания приобрела в анализируемом периоде недвижимость. Или же взяла крупный заем.

Сравнение темпов роста расходови темпов роста доходов

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок этот критерий сформулирован очень расплывчато. И все же попробуем разобраться, как инспекторы будут применять его на практике.

Что будут анализировать налоговики

Подозрительным налоговики должны считать «опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)». Так сказано в Концепции. При прочтении этой формулировки возникает множество вопросов. По данным какой отчетности будут рассчитываться эти темпы: бухгалтерской или налоговой? Какая формула будет при этом применяться? Какие периоды необходимо использовать в расчетах?

Некоторые пояснения ФНС России привела в Общедоступных критериях. Из них следует, что налоговые инспекторы будут рассчитывать темпы роста расходов и доходов не только по налоговой, но и по финансовой отчетности. И «несоответствия» между «бухгалтерскими» и «налоговыми» темпами они тоже будут считать подозрительными. Таким образом, на самом деле пояснение налоговой службы вопросов только добавило.

За разъяснениями мы решили обратиться к одному из разработчиков критериев Константину Новоселову, советнику государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

Он пояснил, что такой критерий, как сравнение темпов роста доходов и расходов, нельзя определить однозначно и может быть несколько вариантов подсчета. Каким воспользоваться - налоговый инспектор может решить самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации и проверяемой организации. Так, можно проанализировать как доходы и расходы, связанные с реализацией, так и общие доходы и расходы компании. Такой же подход предполагается и к выбору периодов для расчета темпов роста доходов и расходов. Какие конкретно периоды выбрать, налоговый инспектор может решить сам. За основу могут быть взяты как налоговые периоды, так и отчетные. Причем сравниваться могут не только ближайшие периоды (последний период с предпоследним и т. п.). Рассчитывая темпы роста, можно сравнить и отчетные периоды этого года с аналогичными периодами прошлого года (например, первое полугодие 2007 года и первое полугодие 2006 года и т. п.).

Что считать «несоответствием» темпов роста доходов и расходов, то здесь возможен вариант анализа как по относительным показателям (отклонение в процентах), так и по абсолютным (разница в рублях). Кроме того, можно проанализировать темпы роста доходов и расходов, рассчитанные по данным налоговой и финансовой отчетности за один или несколько периодов, а также сравнить темпы роста доходов и расходов по данным налоговой отчетности за разные периоды.

Формулы расчета темпов роста

Рассмотрим два основных способа расчета темпов роста, которые применяются в статистике.

Сравнение с базисным периодом. Этот способ предполагает, что показатели каждого анализируемого периода соотносятся с показателями периода, выбранного базисным. Допустим, за базу взят 2004 год. Тогда темпы роста доходов за последующие годы будут определены так:
Т(Д)2005 = Д2005: Д2004
Т(Д)2006 = Д2006: Д2004,
где Т(Д)2005 - темп роста доходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом;
Т(Д)2006 - темп роста доходов в 2006 году по сравнению с 2004 годом;
Д2004 - доходы за 2004 год;
Д2005 - доходы за 2005 год;
Д2006 - доходы за 2006 год.

Соответственно, в общем виде формула выглядит так:
Т(Д)n = Дn: Дбаз,
где Т(Д)n - темп роста доходов в анализируемом периоде;
Дn - сумма доходов, полученная в анализируемом периоде;
Дбаз - сумма доходов, взятая за базу.

Темпы роста расходов рассчитываются аналогично, например:
Т(Р)2005 = Р2005: Р2004
Т(Р)2006 = Р2006: Р2004,
где Т(Р)2005 - темп роста расходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом;
Т(Р)2006 - темп роста расходов в 2006 году по сравнению с 2004 годом;
Р2004 - расходы за 2004 год;
Р2005 - расходы за 2005 год;
Р2006 - расходы за 2006 год.

В общем виде формула выглядит так:
Т(Р)n = Рn: Рбаз,
где Т(Р)n - темп роста расходов в анализируемом периоде;
Рn - сумма расходов в анализируемом периоде;
Рбаз - сумма расходов, взятая за базу.

Сравнение с предыдущим периодом. При этом способе темпы роста (или снижения) определяются применительно к предшествующим периодам. То есть доходы и расходы за каждый анализируемый период сопоставляются с аналогичными показателями предыдущего периода.

Допустим, периодом для расчетов выбран год. Вот как будут вычислены темпы роста доходов за последние два года:
T(Д)2006 = Д2006: Д2005
Т(Д)2005 = Д2005: Д2004,
где Т(Д)2006 - темп роста доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом;
Т(Д)2005 - темп роста доходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

Соответственно, в общем виде формула будет выглядеть так:
Т(Д)n = Дn: Дn – 1,
где Т(Д)n - показатель темпа роста доходов в n-ом периоде по сравнению с (n – 1)-ым периодом;
Дn - сумма доходов в n-ом периоде;
Дn – 1 - сумма доходов в (n – 1)-ом периоде.

Темпы роста расходов за последние два года рассчитываются аналогично, например:
T(Р)2006 = Р2006: Р2005
Т(Р)2005 = Р2005: Р2004,
где Т(Р)2006 - темп роста расходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом;
Т(Р)2005 - темп роста расходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

В общем виде эта формула выглядит так:
Т(Р)n = Pn: Pn – 1,
где Т(Р)n - показатель темпа роста расхода в n-ом периоде по сравнению с (n – 1)-ым периодом;
Рn - сумма расходов в n-ом периоде;
Рn – 1 - сумма расходов в (n – 1)-ом периоде.

Где взять показатели доходов и расходов. Рассчитывая темпы роста по данным налоговой отчетности, значения доходов и расходов нужно брать из деклараций по налогу на прибыль. Сумме доходов за соответствующий период соответствует строка 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль. А сумму расходов можно взять из строки 030 листа 02 декларации.

Анализируя бухгалтерские показатели, сумму доходов от продаж можно взять из строки 010 Отчета о прибылях и убытках. А соответствующий показатель бухгалтерских расходов - это сумма строк 020, 030 и 040 Отчета о прибылях и убытках.

Как обосновать «несоответствие» темпов роста

Нестабильные темпы роста доходов и расходов в налоговой или бухгалтерской отчетности могут быть связаны с разнообразными особенностями хозяйственной деятельности. Например, с сезонным характером закупок и продаж. Либо с теми же причинами, из-за которых в отдельных периодах у компании был низкий уровень рентабельности (о них мы подробно написали выше). Например, с увеличением стоимости энергоресурсов при вынужденном сохранении цен реализации. Или же снижением цен на продукцию из-за истечения ее срока годности и т. п.

А несовпадение темпов роста, полученных по данным налоговой и бухгалтерской отчетности, может быть вызвано расхождениями в бухгалтерском и налоговом учете. То есть тем, что в бухгалтерском и налоговом учете установлены разные правила для учета доходов и расходов. Это влияет на показатели отчетности, а также на рассчитанные на их основе коэффициенты темпов роста.

Основным критерием является налоговая нагрузка. Налоговики обратят внимание на фирму, у которой нагрузка ниже среднего отраслевого уровня.

В приложении 1 к Критериям дан уровень налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006 год. К примеру, для торговли он составил 3,8 процента, а для строительства - 11,9. По сведениям Росстата, именно таким в прошлом году было соотношение уплаченных налогов к выручке организаций.

Чиновники не расшифровывают, как именно определялись уплаченные налоги. Сказано лишь - их сумма подсчитана «по данным отчетности налоговых органов». В частности, это внутренняя статистическая форма налоговых органов № 1-НОМ (приложение 4 к приказу ФНС России от 27 декабря 2005 г. № САЭ-3-10/695). В ней собраны поступления налогов по основным видам экономической деятельности.

При этом есть ряд особенностей.

Во-первых, из наиболее важных платежей не учитываются отчисления в ПФР и на страхование от несчастных случаев на производстве.

Во-вторых, налоги, уплаченные в течение отчетного периода (суммы, отраженные проводкой Дебет Кредит ), принимаются в расчет нагрузки.

В-третьих, в расчетах не участвуют платежи налоговых агентов (НДФЛ и НДС, удержанный с других лиц).

ПРИМЕР 1

За первое полугодие 2007 года сумма налогов, которые ООО «Альфа» перечислило в бюджет, составила 5,3 млн руб. В нее включены и налоги, начисленные за 2006 год, но уплаченные в 2007 году. Выручка организации за январь-июнь равна 66,25 млн руб. Налоговая нагрузка составляет 8% (5,3 млн руб. : 66,25 млн руб. 5 х 100%).

Основная сфера деятельности компании - производство пищевых продуктов. Там средняя нагрузка - 13,1 процента, то есть в 1,6375 раза больше, чем у ООО «Альфа». Следовательно, организации грозит выездная проверка.

Выручку нужно брать по статистическим данным. Так сказано в Критериях. В частности, из строк 01 и 02 формы № 5-3 (Утв. постановлением Росстата от 4 июля 2006 г. № 34). При этом в доходы не включаются НДС и акцизы, предъявленные покупателям.

Однако на практике налоговики, оценивая необходимость выездной проверки, скорее всего станут анализировать выручку, указанную в строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Ведь плательщики сдают его непосредственно в инспекцию, а потому он доступней налоговикам, чем статотчетность.

Правда, для большинства плательщиков эти две суммы выручки будут близки или даже полностью совпадут.

Как оправдаться

Чиновники, просчитав налоговую нагрузку, не назначат выездную проверку сразу. Вначале они попытаются выяснить, чем вызван невысокий уровень налогов. Такой вопрос зададут главному бухгалтеру. Именно от вашего ответа зависят дальнейшие действия инспекции: станет ли она выполнять выездную проверку или оставит фирму в покое.

Есть стандартные аргументы: временное снижение налогов из-за значительных инвестиций, сезонное падение спроса и т. п. Кроме них существует еще две группы доводов.

Первая следует из самой методики расчета нагрузки, одобренной ФНС России. Раз учитываются налоги, перечисленные в отчетном периоде, то в невыгодных условиях оказываются те, у кого на начало этого периода была переплата в бюджет. Погашая ее, фирма не вносила налоги. Вот нагрузка и уменьшилась. Это уважительная причина, и инспекторы должны ее принять. В пользу организации могут свидетельствовать и платежи в бюджет, произведенные после отчетного периода. Они показывают - снижение нагрузки было временным и скорректировано последующим увеличением.

Вторая группа основана на недостатке методики. Документ чересчур укрупнен. Нельзя требовать одинаковой нагрузки от всех, кто занят, к примеру, изготовлением пищевых продуктов. Надо учитывать различия в ассортименте выпускаемых товаров, вероятность того, что ведется несколько видов деятельности, особенности маркетинговой политики. Такие аргументы лучше собирать заранее. Вам имеет смысл ежеквартально определять уровень нагрузки, сравнивая его с отраслевым показателем. Если средний показатель не достигнут, то готовьте доводы для инспекции.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Со среднеотраслевыми показателями налоговики будут сравнивать и вашу рентабельность.

Уровень рентабельности желательно рассчитывать тоже раз в квартал.

Его можно сопоставить со среднеотраслевыми данными, опубликованными в приложении 2 к Критериям. Для сравнения используют две величины: рентабельность продукции и рентабельность активов. Определяют эти значения по данным бухгалтерской отчетности: формы № 2 и баланса (Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н).

Рентабельность продукции равна отношению прибыли от продаж к себестоимости товаров (работ, услуг).

С прибылью все ясно - она берется из строки 050 формы № 2.

Что же касается себестоимости, то сумму из строки 020 надо увеличить на коммерческие и (строки 030 и 040). Данные величины - часть затрат, и они вычитаются при расчете прибыли от продаж. Это видно из самого Отчета о прибылях и убытках.

Чтобы узнать рентабельность активов, надо разделить общую прибыль (строка 140 формы № 2) на итог баланса (строка 300). Так указано в примечании к таблице с показателями рентабельности.

Поводом для выездной проверки может стать даже 10-процентное отклонение рентабельности от средней. Так сообщается в Критериях. Но на практике чиновников будет интересовать не любое колебание, а только занижение.

ПРИМЕР 2

Прибыль от продаж, полученная ООО «Альфа» за январь-июнь, составляет 12 млн руб. Прибыль до налогообложения - 12,88 млн руб. Себестоимость за этот период - 100 млн руб. (с учетом коммерческих и управленческих расходов). Итог активов баланса - 230 млн руб.

Рентабельность продукции равна 12% (12 млн руб. : 100 млн руб. 5 100%). Она превышает средний уровень (9,3%) на 29 с лишним процентов ((12 - 9,3) : 9,3 х 5 100%). Но это отклонение - пока еще не причина для выездной проверки. Ведь рентабельность (а следовательно, и налогооблагаемая прибыль) больше ожидаемой чиновниками.

Иное дело - рентабельность активов. Ее величина в ООО «Альфа» всего 5,6% (12,88 млн руб. : 230 млн руб. 5 100%). А средняя для производителей пищевых продуктов - 7,3%.

Тут отклонение отрицательно - почти 23,3% от базисного уровня ((5,6 - 7,3)/ 7,3 5 100%). Руководство инспекции вправе заподозрить уход от налогов и назначить выездную проверку.

Возможен и другой вариант - ревизоры посчитают ситуацию нормальной сразу или после пояснений налогоплательщика. Все зависит от обстоятельств и аргументов представителей фирмы.

Как оправдаться

Низкая рентабельность активов нормальна для многих предприятий со старыми основными средствами. Или для тех, у кого на балансе вспомогательные цеха, природоохранные и социальные объекты, рабочие столовые. Список легко продолжить - вы можете это сделать исходя из специфики вашей компании.

Сама по себе низкая либо нулевая рентабельность активов вовсе не является нарушением. Так не раз подчеркивали судьи (п. 9 постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 12 октября 2006 г. № 53).

В судебной практике можно найти массу полезных доводов (отраслевая специфика, высокая конкуренция, предоставление скидок и т. п.). Подробный рассказ о них вы найдете в «ДК» № 12 (в комментарии к Концепции).

Важно учесть, что рентабельность контролеры считают отдельно за каждый период, а не в совокупности. Такой подход не всегда точен.

ПРИМЕР 3

Проверив организацию, инспекторы заподозрили уход от налогов. Одним из доводов ревизоров стала крайне низкая рентабельность операций за отдельные отчетные периоды.

Налогоплательщик, а потом и суд не согласились с обвинением (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2006 г. № КА-А40/7583-06). Во-первых, минимальная рентабельность неизбежна - компания только начала деятельность. В это время существенны затраты на развитие, которые не приносят моментальной отдачи и доходов. Тут бессмысленно ожидать нормальную рентабельность.

Во-вторых, предприятие заключало долгосрочные договоры на привлечение кредитов, а также на передачу своего имущества в лизинг. Издержки и доходы по ним распределялись неравномерно. Фискалы не оценивали общую эффективность сделки, поэтому их расчеты нельзя признать достоверными.

Процентные платежи по полученным кредитам и займам - классический случай неравномерных расходов. Очень часто их сумма велика в начале действия кредитного договора, а потом она снижается. Такие условия диктует банк.

Ссылаясь на них, объяснит отсутствие или незначительность рентабельности в отдельные периоды. Подобные доводы инспекторы могут понять и не включить компанию в план выездных проверок.

ТЕМПЫ РОСТА РАСХОДОВ И ДОХОДОВ

Спорен подход налоговиков к еще одному из расчетных критериев: опережающему темпу роста расходов над темпом роста доходов.

Определяют его в три этапа.

Сначала выясняют соотношение роста затрат к росту доходов исходя из декларации по налогу на прибыль.

Потом тот же расчет производят по форме № 2.

И в последнюю очередь сопоставляют полученные итоги. Сравнение идет лишь по выручке от реализации товаров, работ и услуг.

ПРИМЕР 4

За январь-сентябрь 2007 года выручка ООО «Центр», приведенная в строке 010 листа 02 декларации, - 17,85 млн руб. Расходы, связанные с реализацией (строка 030 того же листа, - 16,74 млн руб.

За 9 месяцев 2006 года показатели соответственно равнялись 17 млн руб. и 15,5 млн руб. Темп роста доходов - 1,05 (17,85: 17), затрат - 1,08 (16,74: 15,5).

Разделим темп роста расходов к аналогичному значению по доходам. Итог - 1,029 (1,08: 1,05). Издержки увеличиваются быстрее выручки. Это тревожный признак (для налоговиков). Он свидетельствует о снижении доли налогооблагаемой прибыли.

Далее работаем с формой № 2. Определяя затраты, нужно суммировать цифры из строк 020, 030 и 040 (себестоимость, коммерческие и управленческие расходы). Выручка же берется из строки 010 формы № 2. Допустим, по бухгалтерской отчетности соотношение роста расходов к увеличению доходов - 1,005.

Несоответствие темпов налицо. Теперь сравним показатели. Соотношение темпов роста «налоговых» расходов по сравнению с «бухгалтерскими» - 1,024 (1,029: 1,005). Показатель невелик, но все равно тревожен. С учетом сокращения доли налогооблагаемой прибыли в ООО «Центр» не исключена выездная проверка.

ДОЛЯ ВЫЧЕТОВ НДС

Опасно, если в течение 12 месяцев доля вычетов равна 89 процентам или превышает эту величину. Тут грозит выездная проверка.

Специалисты ФНС России не делают исключений даже для экспортеров, хотя у них вычеты часто больше всего начисленного налога.

Получается, что такие плательщики автоматически официально внесены в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственное ограничение для чиновников - пункт 5 статьи 89 НК РФ. В соответствии с ним за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение - редчайший случай.

ЛИМИТЫ ДЛЯ СПЕЦРЕЖИМОВ

Плательщики, применяющие спецрежимы, должны следить за показателями, при превышении которых они обязаны перейти на общую систему.

Например, при «упрощенке» - за численностью работающих или остаточной стоимостью основных средств с нематериальными активами (не более 100 человек и 100 млн руб. соответственно). А при «вмененке» по перевозке пассажиров и грузов - за количеством машин (20 и меньше).

Выездная проверка грозит тем, у кого за год хотя бы два раза зафиксированы показатели, которые превышают 95 процентов от предела. Так говорят Критерии. К сожалению, не поясняется, как часто нужно определять 95 процентов. Допустим, есть «упрощенец», у которого в октябре и ноябре внеоборотных активов превышала 95 млн руб. Это один отчетный период. На первый взгляд коммерсант в группу риска не попадает. С другой стороны, прямо не сказано, что нормативы проверяются по отчетным периодам, а не каждый месяц. Фактически даже однократный переход за 95 процентов может стать причиной выездной ревизии.

РАСХОДЫ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Если расходы предпринимателя - плательщика НДФЛ превысили 83 процента от доходов, то он попадет в группу риска.

Неизвестно, будет ли этот критерий соблюдаться на практике. Среди подозрительных оказались все бизнесмены, у кого прибыль меньше 20,5 процента от затрат (17: 83 х 5 100). Но таких плательщиков большинство - чиновники просто не успеют их проверить.

Для более детального анализа тенденций изменения поступлений средств в 2005, 2006 гг. рассчитываем темпы роста доходов по группам доходов.

Темпы роста по группам налогов приведены в табл. 3.

Темпы роста доходов бюджета в 2005 – 2006 годах, %

Статья доходов

1. налоговые доходы, в т.ч.

Налоги на прибыль, доход

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

Налоги на имущество

Платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на совокупный доход

Прочие налоги, сборы, пошлины

2. неналоговые доходы, в т.ч.

Доходы от имущества. Находящегося в гос. и мун. -Собственности или от деятельности гос. и мун. Организаций

Штрафные санкции, возмещение ущерба

Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящий доход и пл. услуги

3. межбюджетные трансферт, в т.ч.

Субвенции

Субсидии

Всего доходы:

На основании данных таблицы рассмотрим темпы роста доходов бюджета за 2005 и 2006 гг.

В 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдается рост доходов на 1%. Исходя из таблицы, значения отдельных стадий доходов могут как резко увеличится, так и резко снижаться.

Налоговые доходы в 2005 году увеличились по сравнению с 2004 годом на 6%. В этой группе отмечается повышение доходов почти по всем статьям, за исключением налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы который уменьшился на 0,8%. В группе неналоговых доходов, наблюдается уменьшение их на 3%. Это произошло в основном за счет группы доходов от предпринимательской деятельности, снизившись на 4,5%,а также от доходов от имущества уменьшившей на 7%.

Группа межбюджетных трансфертов уменьшилась на 2,7%. Произошло снижение по дотациям – 0,4%, субвенциям – 1,7% и по субсидиям – 0,7%.

По данным таблицы можно увидеть, что не наблюдается значительного темпа роста у таких налогов как: прочие налоги, сборы, пошлины, налоги на совокупный доход и налоги на имущество.

Ситуация в 2006 году сложилась иная сравнению с 2005 годом. Доходы за рассматриваемый период времени повысились на 8%. Однако налоговые доходы остались прежними, неналоговые доходы повысились на 1%, уменьшились межбюджетные трансферты на 1%.

В 2005 году размер норматива по земельному налогу на земли сельскохозяйственного назначения составил 98%, в 2006 году – 150%, аналогичная тенденция наблюдалась и по городским территориям.

Очень большой рост наблюдается среди налогов на совокупный доход – на 113%. Главная причина роста данного налога заключается в процентных отчислениях от налогооблагаемой базы.

В 2005 году налоги на вмененный доход для отдельных видов деятельности определялись в размере 2% от общей суммы дохода Также возросло число плательщиков. Это в основном и повлияло на значительный рост поступлений по данному налогу.

Прочие налоги, сборы, пошлины возросли на 138% в 2005 г. Это произошло за счет роста числа государственных пошлин за проведение различных действий. В 2006 году в эту статью включается суммы от регистрации транспортных средств и составил 39%.

Неналоговые доходы в 2006 году повысились на 1% за счет снижения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 1%.

Межбюджетные трансферты в 2006 году уменьшились на 1%.

В целом можно заметить, что доходы в 2006 году запланированы в большем размере, чем в 2005 году.

1.3 Исполнение доходной части бюджета

муниципального образования

Бюджет является финансовым планом, а исполнения этого плана отражено в данных отчета об исполнение бюджета. Подобный отчет составляется ежемесячно, а затем формируются годовые итоги, которые рассматриваются и утверждаются. Отчет выполняется разделе доходной и расходной части бюджета.

При анализе исполнения бюджета за год, рассматриваются следующие суммы:

Годовой утвержденный бюджет;

Годовой уточненный бюджет;

Фактическое исполнение бюджета;

Процент исполнения.

Исполнение доходной части бюджета за 2005 год, тыс.руб

Уточнен. план 1 полугодия

Исполнено

На 01.07.2006 г.

Исполнено на

1. налоговые доходы, в т.ч.

Налоги на прибыль, доход, в т.ч.

В т.ч. налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистр. Сборы, в т.ч.

Акцизы на спирт этиловый

Акцизы на алкогольную продукцию

Налоги на имущество

Налог на имущество физ. Лиц

Земельный налог

Платежи за польз. Природ. рес. в т.ч.

За пользование недрами

Налоги на совокупный доход

Единый налог на вмененный доход

Единый с/х налог

Государственная пошлина

Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обяз. платежам

2. неналоговые доходы

Доходы от имущества, находящегося в мун. Собственности

Административные платежи и сборы

Штрафные санкции

Доходы от предпринимательской деятельности

Прочие неналоговые доходы

3. межбюджетные трансферты, в т.ч.

Субвенции

Субсидии

Средства, получаемые на компенсацию дополн. Расходов

Всего доходы:

Резко увеличились темпы роста налоговых доходов местных бюджетов. В 2010 г. они составили 124% (692358 тыс. руб.) против 103,9% (9410571 тыс. руб.) в 2008 г. и 136% (558357 тыс. руб.) - в 2009 г.

Изменения в темпах роста поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Федерации обусловили изменения в пропорциях распределения налоговых доходов между этими бюджетами: в 2010 г. доля федерального бюджета снизилась до17,9% против 18,8% - в 2009 г. и 21,9% - в 2008 г.

Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений 2010 г. является чрезвычайно высокий рост доходов предыдущего периода, связанный с проведенными налоговыми проверками крупных налогоплательщиков. Однако и изменения налогового законодательства 2009 г. сыграли свою роль.

Динамика поступления прямых налогов в бюджет за 2008 - 2010 годы представлена в таблице №2 (Приложение 2).

Из приведенных данных видно, что лидером поступлений является налог на прибыль организаций. Темп роста налога на прибыль организаций в 2010 г. снизился до 107,7%, тогда как в 2008 и 2009 г.г. составил 137%.

Замедление темпов роста налога на прибыль можно объяснить тем, что с 1 января 2009 г. налогоплательщики имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Довольно существенно расширен перечень материальных расходов и внереализационных расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, введен новый порядок снижения налоговой базы при внесении средств в уставный капитал организаций, расширение перечня доходов, не учитываемых при расчете налоговой базы.

Наиболее существенным изменением законодательства можно считать положение о том, что теперь налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет без ограничений, при этом такое уменьшение можно производить уже по итогам отчетного периода, не дожидаясь конца года. С 2010 г. налогоплательщики получили право на применение 10-процентной амортизационной премии при реконструкции основных средств. Снижены до одного года сроки списания расходов на НИОКР, в том числе и по НИОКР, не давшим положительного результата. Данные изменения произведены для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в особых экономических зонах, а в дальнейшем будет рассмотрен вопрос об изменении порядка переноса убытков на будущее в отношении всех налогоплательщиков.

Налог на доходы физических лиц имеет ярко выраженную социальную направленность, которая реализуется последовательным из года в год увеличением величины налоговых вычетов и снижением ставок для отдельных категорий граждан.

За анализируемый период 2008 - 2010 годы показатель поступления налога на доходы физических лиц увеличился на 312706 тыс. руб. или на 165,7 %. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями, а также рост сознательности налогоплательщиков, желающих получать официальные доходы. В конечном счете, показатели легализации теневых операций налогоплательщика становится рост доходов бюджетов, прежде всего территориальных, и государственных внебюджетных фондов. Значит, растут их расходные возможности, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

Директор поинтересовался в бухгалтерии, велика ли вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки. Для обоснованного ответа бухгалтеру придется оценить ключевые показатели деятельности компании. Именно на их значения в первую очередь ориентируются налоговые органы, назначая проверку.

Наибольшую угрозу для финансового состояния компании несут именно выездные проверки, поскольку они проводятся в офисе фирмы и имеют обыкновение затягиваться.

Правила отбора объектов проверки

Еще несколько лет назад налоговая служба утвердила «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок» (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333; далее - Концепция). И вместе с ней − общедоступные критерии оценки рисков, которые налоговики используют при отборе кандидатов на выездную проверку.

Используя эти критерии, компания самостоятельно может определить, грозит ли ей в скором времени налоговая проверка. Остановимся на этих критериях подробнее.

Понятно, что…

…даже если компания не отвечает ни одному из критериев, полной гарантии от проверок это не дает. Налоговики всегда могут обосновать проверку тем, что деятельность компании не исключает возможности извлечения необоснованной налоговой выгоды.

Совет

Не относитесь «спустя рукава» к подготовке документов для камеральной проверки. Большинство нужных сведений инспекторы получают именно из деклараций и финансовой отчетности. Чем ниже их качество, тем выше риски встречи с инспектором отдела выездных проверок.

Налоговая нагрузка компании должна превышать среднеотраслевое значение по виду деятельности (или хотя бы равняться ему). Показатели «желательной» нагрузки приведены в Приложении № 3 к Концепции.

Налоговая нагрузка определяется как доля уплаченных налогов в выручке - по показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. Формула следующая:

Налоговая нагрузка = Строка 4124 отчета о движении денежных средств («Налог на прибыль организаций») / Строка 2110 отчета о прибылях и убытках («Выручка») × 100%

Имейте в виду, что при расчете суммы уплаченных налогов не учитываются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и налоги, уплаченные компанией в бюджет как налоговым агентом.

Критерий № 2. Убыточность деятельности

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более налоговых периодов тоже привлекает внимание инспекции при планировании выездных проверок. Однако Концепция не уточняет, должны ли эти периоды непосредственно предшествовать текущему календарному году.

Подробнее об этом см. № 2, 2011, с.25

Период проведения выездных проверок − три предшествующих календарных года (п. 4 ст. 89 НК РФ). Именно за этот промежуток времени и стоит проверить наличие убытка в налоговых декларациях (по налогу на прибыль, ЕСХН, ЕНВД, УСН) и отчетах о прибылях и убытках.

Практика показывает, что обоснованные убытки, к примеру, полученные в первоначальный период деятельности или в ходе освоения новых рынков, не учитываются налоговыми органами при принятии решения о включении компании в список на выездную проверку.

Критерий № 3. Вычеты по НДС

Риск проведения выездной проверки повышается, если доля вычетов по НДС к сумме начисленного налога равна либо превышает 89 процентов за двенадцать месяцев. Поскольку налоговый период по НДС изменился, и теперь это - квартал (ст. 163 НК РФ), то определять долю нужно последовательно за четыре предшествующих квартала. Основной источник информации при этом - декларация по НДС, а расчет производится так:

Доля вычетов = Строка 220 разд. 3 («Общая сумма НДС, подлежащая вычету») / Строка 120 разд. 3 («Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога») × 100%

Критерий № 4. Темп роста расходов и доходов от реализации

Речь идет о несоответствии темпов роста расходов и доходов по налоговой отчетности темпами роста расходов и доходов по финансовой отчетности.

Для проверки этого критерия нужно определить ряд показателей. Они приведены в таблице ниже. Отметим, что для расчетов берется анализируемый период и предшествующий.

Vr Какие показатели нужно определить

Условное обозначение Показатель Что участвует в расчете
А Темп роста расходов по налогу на прибыль Показатели по стр. 030 («Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации») листа 02 деклараций по налогу на прибыль
Б Темп роста доходов по налогу на прибыль Показатели по стр. 010 («Доходы от реализации») листа 02 деклараций по налогу на прибыль
В Темп роста расходов по бухгалтерской отчетности Показатели по стр. 2120 («Себестоимость продаж»), 2210 («Коммерческие расходы»), 2220 («Управленческие расходы») отчета о прибылях и убытках
Г Темп роста доходов по бухгалтерской отчетности Показатели по стр. 2110 («Выручка») отчета о прибылях и убытках
  1. темп роста налоговых расходов и темп роста налоговых доходов (А и Б);
  2. темп роста бухгалтерских расходов и темп роста бухгалтерских доходов (В и Г);
  3. пропорции между расходами и доходами по налоговой отчетности с аналогичными показателями финансовой отчетности (1 и 2).
Риск выездной проверки увеличивается в любом из следующих случаев:
  • А > Б;
  • В > Г;
  • А − Б ≠ В − Г.
Критерий № 5. Зарплата работников

Компания находится в зоне повышенного риска, если размер среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в соответствующем субъекте РФ. Для этого критерия размер среднемесячной зарплаты определяют так:

Среднемесячная заработная плата = Фонд оплаты труда / Среднесписочная численность / 12

Полученное значение сравнивается со средним уровнем заработной платы на одного работника по виду экономической деятельности в соответствующем субъекте РФ.

Сведения о среднем уровне зарплаты можно получить:

  • на официальных сайтах территориальных органов Росстата и ФНС России (www.gks.ru и www.nalog.ru соответственно);
  • из экономико-статистических сборников Росстата;
  • направив запрос непосредственно в территориальный орган Росстата или ФНС.
Критерий № 6. Приближение к лимитам спецрежима

Неоднократное (два и более раза в календарном году) приближение к предельным показателям, дающим право применять специальные налоговые режимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД), также грозит выездной проверкой. Критично, когда до соответствующих максимальных показателей по НК РФ остается пять процентов и менее.

Критерий № 7. Игнорирование уведомления налоговиков

При получении уведомления компания в течение пяти рабочих дней обязана представить необходимые пояснения по изложенным в нем вопросам или внести исправления в отчетность (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Поводом для уведомления могут стать выявленные на камеральной проверке:

  • ошибки в налоговой декларации (расчете);
  • противоречия в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям налогового органа.
Риск выездной проверки возрастает, если пояснений налоговикам не представлены без объективных причин.

Критерий № 8. Уровень рентабельности

Налоговый орган сравнивает уровень рентабельности по сведениям бухучета с уровнем рентабельности для конкретной сферы деятельности по данным статистики. Компании предстоит рассчитать собственные показатели рентабельности продаж и активов. Их определяют так:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж (стр. 2200 отчета о прибылях и убытках) / Себестоимость продаж (стр. 2120 отчета о прибылях и убытках) х 100%

Рентабельность активов = Бухгалтерская прибыль до налогообложения (стр. 2300 отчета о прибылях и убытках) / Стоимость активов налогоплательщика (стр. 1600 бухгалтерского баланса).

Статистические показатели рентабельности продаж и активов можно найти в Приложении № 4 Концепции. Если показатели рентабельности компании ниже на 10 и более процентов, чем среднеотраслевые статистические показатели по аналогичным видам деятельности, повод для выездной проверки налицо.

Критерий № 9. Высокий налоговый риск

«Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» − пожалуй, самый эфемерный критерий. По сути, он подразумевает, что компания не проявляет должной осмотрительности, а именно:

  • не располагает информацией о месте нахождения контрагента, его складских помещениях, данными госрегистрации;
  • не имеет документов, подтверждающих полномочия представителя и руководителя контрагента.
Подробнее об этом см. № 0, 2011

Даже если выяснится, что компания соответствует одному или нескольким критериям, не торопитесь вносить изменения в налоговый учет и подавать «уточненки» за более чем три предшествующих года. Тогда налоговики могут назначить выездную проверку за корректируемый период без учета трехлетнего ограничения и независимо от того, в какую сторону скорректирован налог (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Мнение эксперта

Инспектор всегда приходит на выручку

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»

На самом деле, налоговая служба опубликовала не все критерии. Помимо 12 критериев есть еще один, тринадцатый - несчастливый. Дело в том, что даже если руководство компании полагает, что у нее с налогами все в порядке, не совсем в порядке или совсем не в порядке может оказаться контрагент. Налоговые органы уже в момент регистрации юрлица видят, что фирма имеет признаки однодневки (массовый учредитель, массовый адрес и т.п.). Нужно лишь подождать пару лет, чтобы на эту «наживку» клюнули неосторожные предприниматели, а потом по банковским проводкам, как по цепочке, прийти с проверкой. Поэтому нередко уже в самом начале проверки удивленным налогоплательщикам сообщают, по каким сделкам будут сделаны значительные доначисления.

Ну, а если компания отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков, то к ней поток налоговых контролеров не прекращается - «по статусу положено».