Зачем взаимодействуют рынок и государство? Взаимодействие институтов рынка и государства Соотношение масштабов рынка и государства.

20.11.2023 Вклады

Роль государства в регулировании переходной экономики. Од­ним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процес­сов. В плановой экономике государственное управление играло ре­шающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным их регулятором является ры­нок. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не являет­ся доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере.

Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В те­чение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерны­ми для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмеша­тельства в экономику и постепенно сужается государственное регу­лирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регули­рования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддержи­вает условия для развития экономики. В странах же, только встав­ших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недоста­точно высоки. Это и обусловливает необходимость более интенсив­ного вмешательства в экономические процессы. Именно поэтому роль государства в управлении экономикой в переходном периоде во многих отношениях усиливается.

Усиление роли государства в данном случае понимается не в смысле восстановления, а тем более превышения его прежних фун­кций, а в смысле овладения сложившейся ситуацией распада, ее пре­одоления и осуществления управления экономикой на иных эконо­мических принципах, тем более что переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функциониро­вания. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.



Функции государственного регулирования экономики. Роль го­сударства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, посред­ством которых реализуется назначение государства как политичес­кой организации, добившейся стабильности в обществе. Все фун­кции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высоко­централизованной и административно управляемой экономики дол­жен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополне­нию и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и за­щиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.



Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за примене­нием действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необхо­димо заново создавать всю базу хозяйствования. Правовая база пере­ходной экономики, доставшаяся в наследство от командной эконо­мики и ориентированная на директивное, централизованное руко­водство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели эконо­мики, она во многом должна быть создана заново.

Создание новой правовой базы хозяйствования - далеко не про­стое дело, ибо законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны су­щественно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку пра­вовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве ока­зывают дестабилизирующее воздействие на экономику.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и за­щите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвы­чайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции при­обретает особое значение. Ведь там, где существует монополистичес­кая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное исполь­зование ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, де­лая ее в раде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации сущес­твующих предприятий должен предусматривать создание конкурен­тных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с од­ной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой - для привлечения иностранного капитала.

Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономи­ки, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на ры­ночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетарис­тской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы невозможно, потому что сис­тема рыночных институтов, через которые можно было бы воздей­ствовать на экономическую материю, в переходной экономике отсут­ствует или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно госу­дарство институционально формирует структуру рынка: рынок това­ров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок средне- и дол­госрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товар­ные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т.д.

Ко второй группе относятся функции регулирования распреде­лительных процессов и распределения доходов, корректировки ре­зультатов рыночных процессов, обеспечения экономической ста­бильности и стимулирования экономического роста.

Государство помимо функций чисто переходного характера вы­полняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На пер­вый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явле­ний в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, прове­дение структурной перестройки, решение проблем социальной за­щиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-де­нежной политики.

Целенаправленная реализация государством функции экономи­ческой стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сло­жившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели ста­новления и развития рыночной системы, построенной с учетом сло­жившихся условий, внутренних и внешних факторов экономическо­го развития.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличе­нием дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызы­вая снижение жизненного уровня населения. Государство вынужде­но более интенсивно участвовать в регулировании распределитель­ных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель госу­дарственного вмешательства - сократить различия в размерах дохо­дов между отдельными субъектами путем их перераспределения.

При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения нало­гообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную ак­тивность. Не безграничны и возможности использования трансфер­тных платежей как канала перераспределения доходов. Значитель­ное увеличение их размеров и продолжительность выплат ослабляют стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе.


Посредством определенных финансово-бюджетных инструмен­тов (дополнительное налогообложение или предоставление субси­дий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.

В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общес­твенных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмеша­тельство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Регулирующие функции государство выполняет посредством ад­министративных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяй­ствования. Они преобладали в командной экономике. Экономичес­кие методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздей­ствуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производите­лей и потребителей товаров и услуг.

Литература

Бузгалии А.В. Переходная экономика. М., 1994.

Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учеб­ник. М., 1996.

Курс переходной экономики: Учебник /Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Ки­ров, 1995.

МясниковичМ.В. Становление рыночной экономики Республики Беларусь. Мн., 1995.

Основы теории переходной экономики (Вводный курс): Учеб. пособие /Под ред. Е.А.Киселевой, М.Н.Чепурина. Киров, 1996.

Рыночное реформирование экономики. Беларусь. Мн., 1997. Вып. 2. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учеб. пособие /Под ред.

B. В.Герасименко. М., 1997.

Шимов В.Н. Становление развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы //Белорус, экон. журн. 1997. № 1.

Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Радаева и др. М., 1995.


РАЗДЕЛ 2

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема №-6 Основные концепции соотношения рынка и государства

Введение 3

1 Объективная необходимость вмешательства государства в экономику 4

2 Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики 8

3 Использование концепций государственного регулирования макроэкономической политики Республики Беларусь 16

Заключение 29

Список литературы 31

ВВЕДЕНИЕ

Государство выступает в роли основного института экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность граждан и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Роль государства в рыночной экономике является одной из основных проблем экономической теории, так как порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификации масштабов и инструментов государственного регулирования.

Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Одни из которых – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей. Именно поэтому существует необходимость использования различных форм и методов государственного регулирования экономики, таких как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование.

Государство обладает целым набором методов, средств и форм воздействия как на экономику в целом, так и на отдельные народнохозяйственные комплексы и отрасли страны, которые призваны направить развитие экономики и ее хозяйствующих субъектов в необходимом русле общенационального благосостояния, снизить остроту недостатков рыночной отношений, защитить наиболее уязвимые слои населения и поддержать необходимые сектора экономики, отрасли и предприятия.

Вышесказанное определяет актуальность темы настоящего исследования, так как использование различных концепций и моделей регулирования экономики позволяет государству выбрать наилучший из альтернативных вариантов социально-экономического развития страны и обеспечить его выполнение.

Цель курсовой работы заключается в изучении основных концепций соотношения рынка и государства.

Задачи работы следующие:

1) раскрыть необходимость вмешательства государства в экономику;

2) провести сравнительную характеристику основных концепций и моделей государственного регулирования экономики;

3) проанализировать использование концепций государственного регулирования экономики в макроэкономической политике Республики Беларусь.

Объектом настоящего исследования является экономика Республики Беларусь, а предметом – государственное регулирование национальной экономики.

Информационной базой курсовой работы послужили труды таких ученых как Антонова Н.Б., Базылев Н.И., Шимов В.Н. и др.; аналитические данные Национального статистического комитета; правовая информация; периодические издания.

1 ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ

В условиях рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.

1) необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

2) потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного .

Решение перечисленных задач в условиях рыночной экономики требует активного государственного вмешательства. И государство заботится о функционировании рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, определяет правила их экономического поведения, защищает их интересы, реализует возможность проявления наиболее эффективных сторон рыночного механизма и устраняет его негативные последствия.

Оптимально сочетая рыночные и государственные регуляторы, государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.

Таким образом, государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. .

В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики.

Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), внешнеэкономические связи и т.д. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

Государственное регулирование экономики конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных приоритетных направлений деятельности государства:

Институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;

Структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;

Инвестиционно-инновационная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования, по созданию соответствующей инновационной активности и восприимчивости субъектов хозяйствования;

Денежно-кредитная политика в области формирования денежной массы и ее агрегатов, ресурсной базы банковской системы страны, развития фондового рынка, управления кредитными ресурсами, установления режима обратимости валюты и эффективного курса национальной валюты;

Финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, управления государственным долгом и дефицитом бюджета, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, установления эффективной налоговой системы;

Таможенная политика в области формирования взвешенной таможенно-тарифной политики, влияния ее на конкурентоспособность страны и политику импортозамещения;

Политика в сфере поддержки предпринимательства и деловой активности в стране, по созданию условий высокой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;

Политика в области создания и эффективного использования логистической системы;

Политика в регулировании отношениями собственности, социальной справедливости и социальных процессов, в развитии социальных функций государства; региональная политика по отношению к экономической интеграции районов и их социально-экономическому развитию;

Внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж;

Политика в области охраны окружающей среды, поддержание политики энергосбережения как важного фактора повышения эффективности экономики и охраны окружающей среды;

Политика в области построения экономической безопасности страны, регулирования использования монетарных факторов, природных ресурсов, продовольственных запасов, качества питания и сферы жизнедеятельности населения;

Политика в области обеспечения обороны .

Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития страны. Перед каждым приоритетным направлением ставятся соответствующие цели, разрабатывается определенная стратегия их достижения.

Отметим, что масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют границы, определенные, с одной стороны, интересами собственников (и это, по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой стороны, возможностями самого государства. В этих рамках можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, например, у государственного сектора и государственного дохода (бюджет, внебюджетные фонды), являющихся экономической основой государственного регулирования экономики, имеются свои границы: возможности роста государственного сектора ограничены интересами частной собственности, а увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения, и с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой существенно сокращает бюджетные доходы. Совпадение интересов государства и собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся – границы сужаются.

По сути, глубина проникновения государственного регулирования в социально-экономические процессы, сочетание рыночных и государственных регуляторов, различная комбинация форм и методов регулирования являются отличительными чертами государственного регулирования в многообразных моделях современной рыночной экономики.

2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ И МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Государство во все периоды своего существования вмешивалось в той или иной степени в экономику. Поэтому учёные-экономисты стали исследовать данную проблему. В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. К их числу относятся кейнсианская и классическая теории. Необходимо подчеркнуть, что данные модели являются альтернативными и взгляды их представителей на влияние различных факторов, нарушающих либо устанавливающих равновесие, заметно различаются.

Рассмотрим взгляды представителей этих школ на необходимость вмешательства в экономику.

Кейнсианцы основываются на том, что капитализм, и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками, среду которых наиболее важным является кейнсианское утверждение, что капитализм лишен механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Государство, с точки зрения кейнсиащев, может и должно играть определенную активную роль в стабилизации экономики; дискретная фискальная политика и кредитно-денежная политика необходимы для смягчения резких экономических подъемов и спадов, которые в противном случае будут сопровождать развитие капитализма. Посредством этих действий, несоответствие между планируемыми инвестициями и сбережениями действительно существует и вызывает колебания деловой активности, выражающиеся в периодической инфляции и (или) безработице, могут быть сведены к минимуму. Многие рынки не являются конкурентными, что так же ведет к негибкости в плане понижения цен и ставок заработной платы. Следовательно, колебания совокупных Рекомендуя отказаться от политики невмешательства в экономическую жизнь и перейти к активному государственному регулированию экономики, Дж.М. Кейнс предложил направления и методы такого регулирования.

Он исходил из того, что государство в силах и должно воздействовать на независимые переменные функциональных связей экономического процесса, т.е. на склонности к потреблению, инвестициям, на предпочтение ликвидности. Дж.М. Кейнс считал, что общий объём занятости находится в прямой зависимости от инвестиционного, а также потребительского спроса и нормы прибыли, но в обратной зависимости – от уровня процента. Именно через эти функциональные связи в условиях рыночной экономики возможно в нужном направлении воздействовать на состояние совокупного спроса, занятости, национального дохода, формируя тем самым эффективную систему регулирования экономики.

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Дж.М. Кейнсу, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведёт к преодолению безработицы.

Основными инструментами воздействия государства на рынок Дж.М. Кейнс считал: гибкую денежно-кредитную и активную бюджетно-налоговую политики .

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а, следовательно, будет падать объём производства и занятость.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через неё на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Однако Дж. Кейнс не учитывал то, что экономика может попасть в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван « ловушкой ликвидности » .

« Ловушка ликвидности » означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение её возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т.е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики.

Государство, по мнению Дж. Кейнса, располагает необходимыми возможностями для поддержания инвестиционного спроса с помощью бюджетных средств, стимулируя деловую активность. В системе антициклического регулирования государственные средства (бюджет) могут и должны поддерживать рост производительного потребления, обеспечивая повышение совокупного спроса и нейтрализуя негативные последствия склонности к сбережению.

Поскольку в кейнсианской системе государственного регулирования большое место занимает использование бюджетных средств, особое место Дж. Кейнс отводил налогам, использованию налоговой системы. Он считал, что реализация активной инвестиционной деятельности требует перераспределение национального дохода в целях увеличения доходов бюджета посредством налогов. Для роста государственных инвестиций за счёт бюджетных средств необходимо изъятие части сбережений через систему налогов. Активное использование налоговой системы является неотъемлемым элементом кейнсианской системы государственного регулирования экономики.

Хотя кейнсианцы признают важность кредитно-денежной политики, они считают, что фискальная политика гораздо более мощное и надежное стабилизационное средство. Государственные расходы, помимо прочего, входят в совокупные расходы непосредственно. А налоги находятся от них на расстоянии одного короткого шага, поскольку считается, что воздействие изменения налогообложения на потребление и инвестиции надежно и предсказуемо.

Монетаристы (неоклассики) значительно умаляют, или, если взять крайний случай, отвергают фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность или безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Монетаристы рассуждают следующим образом: предположим, государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но, занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Следовательно, государственные займы расширяют спрос на деньги. Однако конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы несущественен .

Подход монетаристов состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Рассуждения основываются на том, что обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Следовательно, рыночная система, неподверженная государственному вмешательству в функционирование экономики, отличается значительной макроэкономической стабильностью. Проблема о том, что закон о минимальной ставке заработной платы, законодательная деятельность в интересах профсоюзов, поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию, законодательство о монополиях в интересах бизнеса и другие мероприятия государства поощряют и усиливают негибкость в плане понижения цен и заработной платы. Свободный рынок сам по себе способен обеспечить значительную макроэкономическую стабильность, но государственное вмешательство вопреки своим благим намерениям подрывает эту способность. Государственное управление они считаются бюрократическим, неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Кроме того, централизованное государственное управление неизбежно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше.

Таким образом, модель государственного регулирования, предложенная Дж.М. Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Уже с 30-х гг. её применяют в практике капиталистического хозяйствования, в формировании экономической политики Великобритании, США и других стран. Она вплоть до конца 70-х гг. определяла основные ориентиры экономических курсов и экономической политики во многих странах мира.

Однако примерно с начала 70-х годов стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель была эффективна и устойчива только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала .

Но в этот период условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только усиливали инфляцию. В связи с этим сложилась новая модель регулирования – неолиберализм.

Неолиберализм, как альтернатива кейнсианской модели государственного вмешательства в экономику, возник в 30-е годы XX века. Он являлся своеобразным продолжением классической теории.

Неолиберальная теория основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определённому вмешательству государства в экономические процессы.

Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм – относительно пассивного государственного регулирования.

Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функции « ночного сторожа » .

В целом, неолиберальные идеи государственного регулирования экономики возобладали над кейнсианскими, начиная примерно с 70-х годов, когда для многих стран постоянными стали нарастающие инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета, безработица. Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством в 70 – 80 гг. является планомерная денационализация многих отраслей хозяйства, находившихся ранее в сфере государственной экономики .

Неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде «примирение» подходов к анализу экономических процессов. Если, к примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились «реабилитировать» цены, доказывая, что они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов. Рассматривая проблему занятости, сторонники «смешанной» системы выражают несогласие с «неполной занятостью», выдвинутой Кейнсом. В то же время корректируются взгляды противников Кейнса.

Основная идея «синтеза» заключается в том, чтобы разработать более общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты позднейших исследований и все позитивное, что содержится в работах предшественников.

Наиболее известными представителями неоклассического синтеза являются американский экономист Пол Самуэльсон (род. 1915), американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев (род. 1906), английский ученый Джон Хикс (1904–1989).

Особенности неоклассического синтеза:

1) Для неоклассического синтеза характерно расширение и углубление тематики исследований. Речь идет не о коренном пересмотре, а о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения;

2) Широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа;

3) Сторонники неоклассического синтеза уточняли старые и разрабатывали новые проблемы в соответствии с изменениями, происходящими в индустриальной основе и механизме рыночной экономики. Дискутируя с оппонентами, они стремились синтезировать традиционные взгляды с новыми представлениями и подходами.

Во-первых, теоретиков неоклассического синтеза упрекают в неоправданном сужении круга рассматриваемых проблем. Будучи активными сторонниками математизации экономической науки, они интересуются в первую очередь и главным образом теми вопросами, которые поддаются форматизации, могут быть выражены с помощью формул и уравнений. А то, что выходит за пределы строгих количественных оценок, например, уточнение целей общественного развития, пути достижения национального согласия, оказывается за пределами чистой теории.

Во-вторых, внимание нередко концентрируется на второстепенных вопросах, на рассмотрении частных изменений и побочных процессов. Коренные, принципиальные, структурные перемены оказываются забытыми экономистами неоклассической школы. Довольно часто весьма важные процессы, глубинные взаимосвязи, долгосрочные тенденции остаются уделом представителей неортодоксальной экономики.

Таким образом, взгляды кейнсианцев и монетаристов на частный и государственный секторы почти диаметрально противоположны. С точки зрения кейнсианцев, нестабильность частных инвестиций обусловливает нестабильность экономики, а государство играет положительную роль, применяя соответствующее стабилизационное средство. Монетаристы же, напротив, считают, что государство оказывает вредное влияние на экономику, оно создает негибкость, которая ослабляет способность рыночной системы обеспечивать значительную стабильность; оно проводит фискальные и кредитно-денежные мероприятия, которые, хотя и имеют благую цель, вызывают ту самую не стабильность, для борьбы с которой они предназначены.

Сегодня насчитывается несколько сотен самых разнообразных методов и инструментов государственного регулирования, которые отличаются друг от друга направлениями и масштабами применения, использованием их для решения глобальных или частных проблем в рамках всей социально-экономической системы, так и ее отдельных элементов.

Под методом регулирования следует понимать способ, прием осуществления регулирующего воздействия, с помощью которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.

Метод может содержать определенный набор инструментов, обеспечивающий его реализацию. При этом в различных условиях один и тот же метод может быть реализован с помощью разнообразных инструментов.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, которые влияют на масштабы его применения.

Регулирующее воздействие государства на экономические и социальные процессы предполагает выбор наиболее приемлемого метода из всей совокупности существующих альтернативных методов, замену одного метода другим .

Множество разнообразных методов требует их определенной систематизации и классификации. Сегодня в экономической литературе представлены различные классификации методов, в основе которых лежат различные классификационные признаки: масштаб применения, содержание метода, тип воздействия и т. д.

По форме участия государства в регулировании экономики и характеру его влияния на объект выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рисунок 1.1). Но при этом следует отметить, что они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания административно-распорядительных и экономических методов государственного регулирования между собой и сложившимся рыночным механизмом.

Рисунок 1.1 – Методы государственного регулирования экономики

Примечание – Источник:

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов.

Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения и т. д. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает .

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования.

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Путем правильного использования и сочетания методов государство обеспечивает решение стоящих перед ним задач и достижение целей социально-экономического развития страны, обеспечивают высокорезультативность системы государственного регулирования.

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что отражено в прогнозных и программных документах страны.

Так, согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011–2015 годах является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств. Достижение этой цели связано с ускорением институциональных и структурных преобразований экономики и улучшением всех качественных параметров ее функционирования .

Главной целью 2011–2015 гг. является обеспечение устойчивого экономического развития страны и на этой основе повышение уровня благосостояния народа с приближением его к уровню экономически развитых европейских государств.

Основные задачи на 2011-2015:

1) дальнейшее совершенствование структуры экономики за счет ускоренного развития отраслей социально-культурного комплекса, наукоемких, ресурсосберегающих, экспортоориентированных и импортозамещающих, экологически чистых производств;

2) расширение рынков сбыта в странах дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

3) совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

4) улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных организаций, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

5) развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства .

В качестве приоритетных направлений социально-экономического развития на прогнозируемый период определены следующие приоритеты, которые, с одной стороны, развивают на более высоком качественном уровне главные направления развития предыдущего периода, а с другой – включают новые приоритеты, обеспечивающие переход на инновационный путь развития, формирование нового постиндустриального информационного общества. К ним отнесены:

Всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективных систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг;

Инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережения;

Наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;

Повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе дальнейшего развития аграрного сектора и агрогородков;

Развитие экономических методов управления земельными ресурсами в целях пополнения местных бюджетов;

Комплексное развитие территорий, малых и средних городов с учетом сохранения и улучшения окружающей среды;

Совершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик.

Реализация этих приоритетов позволит обеспечить преемственность стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь, активизировать переход национальной экономики на инновационный путь развития и на этой основе существенно повысить уровень благосостояния народа .

Реализация основных направлений и целевых установок социально-экономического развития страны во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.

Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.

Основополагающими признаками организационной структуры являются:

  1. наличие цели;
  2. наличие системообразующих элементов (органов управления);
  3. наличие внутреннего координирующего центра, обеспечивающего стабильность и равновесие организационной системы;
  4. саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации;
  5. обособленность (наличие границ, отделяющих организационную структуру от внешнего мира);
  6. организационная культура, основанная на нормах деятельности и поведения.

Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган – единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения.

Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами определяют разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах. Организационная структура должна обеспечивать и регламентировать:

Полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенных на него функций;

- сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего уровня с целями вышестоящего;

Комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;

Рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;

- реализацию прав и ответственность при решении управленческой задачи;

- полное соответствие исполнения объему компетенций и прав.

На организационную структуру государственного управления оказывают влияние внешние и внутренние условия и факторы, социально-экономические и политические требования. Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:

Администрацию Президента Республики Беларусь;

Органы государственного управления;

Консультативные и иные органы при Президенте. Определяет структуру Правительства Республики Беларусь.

С согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля. Назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Органы государственной власти Республики Беларусь включают:

Парламент - Национальное собрание;

Совет Министров;

Администрацию Президента;

Судебные органы и прокуратуру;

Комитет государственного контроля.

Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, из числа депутатов Палаты на срок их полномочий формируются постоянные комиссии:

- Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам;

Комиссия по национальной безопасности;

Комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту;

Комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию;

Комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике;

Комиссия по аграрным вопросам;

Комиссия по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу;

Комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности;

Комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству;

Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи;

Комиссия по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов;

Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации;

Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации;

Комиссия по международным делам и связям с СНГ.

Право законодательной инициативы в республике имеют Президент, депутаты Палаты представителей, депутаты Совета Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Компетенция Совета Министров, структура, порядок его формирования и деятельности, функции, а также руководство деятельностью республиканских органов государственного управления определены Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» .

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят: Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления национального банка, Президент Национальной академии наук Беларуси, министры, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Государственного комитета пограничных войск, Председатель Государственного таможенного комитета, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:

  1. вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
  2. проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;
  3. основные направления внутренней и внешней политики.

В качестве постоянного органа, обеспечивающего оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует Президиум Совета Министров. В его составе - Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель правления Национального банка, министр экономики, министр финансов, министр иностранных дел.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета Министров Республики Беларусь осуществляет Аппарат Совета Министров. В соответствии с Положением об Аппарате Правительства, он оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органом и иным государственным организациям.

Непосредственное регулирование социально-экономического развития республики осуществляют республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

К республиканским органам государственного управления относятся: министерства Республики Беларусь; государственные комитеты (Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет), председатели которых по статусу являются министрами; комитеты при Совете Министров Республики Беларусь и государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Система республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, построена на функциональном и отраслевом принципах. Она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общества и государства:

Экономической сферы;

Социальной сферы;

Внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;

Научно-инновационной деятельности;

Природоохранной деятельности и использования природных ресурсов;

Отраслей народного хозяйства.

Для обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь создается Администрация Президента, осуществляющая информационную, организационно-техническую деятельность и являющаяся рабочим органом Президента. Ее состав и деятельность определяются Президентом республики. Важную роль в системе государственного управления играют территориальные органы - местные органы управления и самоуправления, реализующие государственную политику с учетом интересов населения соответствующей территории, решающие экономические, социальные, экологические и другие вопросы на местах. Управленческая деятельность органов местного управления и самоуправления базируется на действующей Конституции Республики Беларусь и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» .

К местным органам управления и самоуправления относятся: местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы общественного самоуправления. Советы депутатов (сельские, поселковые, районные в городах, городские, районные, областные Советы) являются представительными органами государственной власти на местах.

В Республике Беларусь установлено три территориальных уровня местных Советов:

1) первичный (сельские, поселковые, городские – районные в городах районного подчинения);

2) базовый (городские – городов областного подчинения, районные);

3) областной (областные и Минский городской Совет) .

Таким образом, в республике создана многоуровневая система государственного регулирования экономики, включающая анализ, прогнозирование и программирование направлений и мероприятий монетарного регулирования в долго-, средне- и краткосрочном временных аспектах.

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2013 год свидетельствуют о лишь частичном выполнении программы социально-экономического развития страны и характеризуются следующей динамикой показателей (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь за 2013 год

Показатель

Прогноз

Факт

январь

январь-март

январь-июнь

январь-сентябрь

январь-декабрь

Валовой внутренний продукт

108 , 5

103,3

103,8

101,4

101,1

101,1

Производительность труда по ВВП

109 , 3

104,4

105,0

102,5

102,3

102,3

Экспорт товаров и услуг

115 , 2

87,0

82,1

79,3

82,3

83,1

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, % к ВВП

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе, млрд. долл. США

Снижение энергоемкости ВВП, %

18,7

18,3

14,1

12,0

Реальные располагаемые денежные доходы населения

106,5

121,5

121,4

119,8

118,1

117,2

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн.кв. м

Примечание –

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другоГ: стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху то­талитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки. Это и обусловливает необходи­мость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Переход от планового хозяй­ства к рыночному не происходит автоматически, стихий­но. Государство призвано регулировать процесс перехо­да, стимулировать создание инфраструктуры рынка, ус­ловий для его нормального функционирования. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные на­правления его деятельности, посредством которых реа­лизуется назначение государства как политической орга­низации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и админи­стративно управляемой экономики должен быть целена­правленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разруше­ниям и стагнации, подрыву государственности. Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике. Если в развитой рыночной экономи­ке обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйствен­ного законодательства и внесения в него частичных кор­ректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. Это далеко не простое дело. Ведь законы разрабатывают, принимают и исполня­ют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегод­ня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоян­ные и существенные изменения в хозяйственном законода­тельстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Во-первых, нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конку­рентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запре­щающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обес­печение экономической и политической стабильности. С одной стороны, это необходимо для нарождающегося внут­реннего бизнеса, а с другой -для привлечения иностран­ного капитала.

Необходимость реализации государством стабилизацион­ной функции обусловлена кризисным состоянием переход­ной экономики, для которой характерны снижение экономи­ческой активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и паде­ние уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептовмонетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы не представляется возможным, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, отсутствует в переходной экономике или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфра­структуры. Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сло­жившихся условий, внутренних и внешних факторов эко­номического развития.

Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, кото­рые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распреде­лительных процессов, происходящих в переходной эконо­мике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъек­тами путем их перераспределения.

При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку воз­можности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не без­граничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Зна­чительное увеличение их размеров и продолжительности выплат ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосфе­ру в обществе.

Посредством определенных финансово-бюджетных ин­струментов (дополнительное налогообложение или предо­ставление субсидий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные, с точки зрения общества, эффекты частной экономической деятельности.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Регулирующие функции государство выполняет по­средством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производите­лей и потребителей товаров и услуг.

Роль рынка в экономике. Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-техничес­кого прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспе­чивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гаранти­руемую досконально разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готов­ность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "челове­ка административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает про­блему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повыше­ния эффективности производства.

Рыночный, механизм устанавливает четкую зависи­мость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики являет­ся то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена к использованию достижений научно-тех­нического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полному удовлетворению потребностей об­щества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.Рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предо­ставленному самому себе, присущи анархичность и стихий­ность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную диффе­ренциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работ­ников и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятст­вует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, ин­валиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосудар­ственным программам, связанным с ликвидацией социаль­ного неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратеги­ческие идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк­турные сдвиги, ориентированные на перспективу.

Роль государства в рыночной экономике. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен­ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не­качественных товаров, ложной информации о деятельнос­ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда­ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель­ных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхова­ние на случай безработицы, по старости.

Государство тратит средства, осуществляя контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов про­изводства. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, где 27 % территории заражено радиоактивными элементами. Для того чтобы Беларусь могла стать чистой страной, на ближайшие десятилетия надо порядка 100 млрд дол.

Государство субсидирует здравоохранение, образова­ние, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, тре­бующих вмешательства государства. К ним относится про­блема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответст­вующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, дру­гие нетрудоспособные граждане. Государство должно обес­печить право на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Функции государства. В литературе выделяют сле­дующие экономические функции государства:

создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

составление прогнозов развития социально-экономи­ческой системы на перспективу;

регулирование процессов использования производи­тельных сил природы и охрана окружающей человека среды;

управление демографическими процессами, обеспечи­вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз­водство производительной силы человека;

ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

разработка целевых комплексных программ экономи­ческого развития;

повышение роли трудовых коллективов, каждого ра­ботника в управлении экономическими и социальными процессами;

согласование экономических интересов субъектов про­изводственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

формирование и регулирование системы стимулирова­ния производственно-экономической деятельности;

регулирование и экономическое обеспечение интеллек­туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж­дан;

регулирование процессов по включению страны в меж­дународную экономическую интеграцию.

Направления и методы государственного вмешатель­ства в экономику. Известны следующие направления го­сударственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.Основными инструментами микрорегулирования вы­ступают налогообложение, ускоренная амортизация, воз­действие на цены, антимонопольное регулирование. На­пример, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образо­вания монополистических объединений, уголовно-право­вые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регу­лирование реализуется следующим образом. Чтобы огра­ничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, прак­тикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания раз­вития предприятий. Льготное налогообложение дает воз­можность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налого­вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых нало­гов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются фи­нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономи­ки; программирование и прогнозирование экономики, фис­кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри­нимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую поли­тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш­ней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ­ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воз­действовать на поведение частных фирм, предприятий.

Прямое вмешательство выражается в том, что государ­ство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах

предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля­ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

стимулирование капиталовложений;

обеспечение полной занятости;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы;

воздействие на общий уровень цен в целях его стаби­лизации и цены некоторых специфических товаров;

поддержка устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике.

В Республике Беларусь, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной эконо­мики, включающие проведение приватизации, демонопо­лизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйст­венного механизма, включение экономических регулято­ров вместо административных и многое другое.

Сочетается рынок и защита от рынка.

Рынок превалирует в: США, Германии...

Страны, где превалирует государство: Франция, Япония, Южная Корея. Китай (!)

Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли государства при активном участии рынка.

Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость государственного регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, которая ушла далеко вперёд.

Отличия между государственным и рыночным регулированием:

1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; государственное регулирование носит сознательный характер, управленческие решения формируются в головах людей;

2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В государственном регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование);

3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При государственном - указание поступают заранее.

4. Рыночное регулирование предполагает свободное действие субъектов - "Не хочешь, можешь не выпускать". такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается, что и сколько (согласовательный характер);

5. Рынок - многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантное, - решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";

6. Рыночное регулирование - развитие инициативы хозяйств субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Государственное регулирование - инициатива ограничена пределами плана;

7. Рыночное регулирование - гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Государственное регулирование - прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процедур, регулирование, как правило, запаздывает;

8. Рыночное регулирование - возможность маневрирования резервами и ресурсами ограничена частной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Государственное регулирование - возможность манёвра расширяется: используются общие возможности государства;

9. Рыночное регулирование - абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Государственное регулирование - ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);



10. Рыночное регулирование - лучше решает тактические задачи. Государственное регулирование - стратегические (долговременные);

11. Рыночное регулирование - более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Государственное регулирование - менее эффективно;

12. Рыночное регулирование - менее стабильно, возможны подрывы (кризисы - инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Государственное регулирование - этого допускать не должно.